Ведение бизнеса
Инвестиционные возможности
В прошлом году показатели ломозаготовительной отрасли немного улучшились – выросли и заготовка металлолома, и его потребление, хотя выплавка стали в 2023-м практически не изменилась по сравнению с предыдущим годом. Эксперты отрасли ожидают в 2024-м небольшого роста по сбору лома, рассчитывая увеличить экспорт.
После падения сбора лома в 4 раза в 2022 году, показатели работы ломозаготовительной отрасли в прошлом году немного улучшились. По данным ассоциации «УАВтормет», объем ломозаготовки в Украине в 2023 году вырос на 28,1% – до 1,27 млн т по сравнению с 996,7 тыс. т в 2022-м. Это примерно соответствует балансовому прогнозу в 1,2-1,25 млн т.
Поставки лома на метпредприятия в прошлом году составили всего 1,034 млн т (+15,4% г./г.), в то время как выплавка стали составила 6,23 млн т. По итогам 2022 года поставки сырья потребителям были на уровне 895,7 тыс. т при примерно том же объеме выплавки.
На рынке наблюдаются множество факторов, которые сдерживают рост заготовки лома. Представители отрасли называют такие текущие проблемы:
На протяжении всего прошлого года наблюдался рост экспорта лома черных металлов из Украины. Этот показатель вырос в 3,4 раза и составил 182,5 тыс. т на сумму $52,7 млн. То есть, заготовка лома выросла на 28%, а экспорт вырос в 3,4 раза, что естественно вызывает опасение потребителей лома. Объем экспорта металлолома оказался значительно выше ожиданий, которые в начале прошлого были на уровне 50-80 тыс. т.
Украинский металлолом в основном экспортируют в страны Евросоюза. Крупнейшими потребителями украинского сырья в прошлом году были: Польша – 160,6 тыс. т, Греция – 13,2 тыс. т и Болгария – 2,7 тыс. т.
Росту экспорта сырья в ЕС способствовали не только географическая близость, но и отсутствие таможенной пошлины в размере €180 за тонну. Пошлина при экспорте лома в Европу до последнего времени составляла всего €3 за тонну, а с начала текущего года – стала нулевой (согласно соглашению об Ассоциации). Для экспорта достаточно получить сертификат EUR.1, подтверждающий украинское происхождение сырья.
«Если до 2022 года экспорт металлолома осуществлялся преимущественно в Турцию и Приднестровье и с каждой тонны государство взымало 180 евро пошлины, то за весь 2023 год украинский госбюджет не получил практически ничего, кроме символических €3 с тонны. Все 180 тыс. т были вывезены в страны Евросоюза. А с 1 января 2024 года экспортная пошлина была снижена до нуля. Таким образом, госбюджет лишается данного источника доходов. А ведь Польша – главное экспортное направления для украинских экспортеров лома – является профицитной страной с точки зрения предложения на рынке. Таким образом, польские порты являются, по сути, перевалочной базой для украинских экспортеров лома и способом не платить €180 пошлины», – говорит Валентин Макаренко, председатель правления «Интерпайп Втормет».
«УАВтормет» ожидает в 2024 году увеличения экспорта лома на 37% – до 250 тыс. т. Однако этому могут помешать логистические трудности (возможное возобновление блокады западных автопереходов, конвенции на железной дороге). Существует одна потенциальная проблема. ЕС является нетто-экспортером лома (в 2022 году – 17,4 млн т), а поэтому поставки этого сырья из Украины не имеют большого значения и смысла для потребителей.
По мнению президента ассоциации «УАВтормет» Владимира Бублея, с учетом слабой конъюнктуры на европейском стальном рынке нельзя исключать, что ломозаготовители соседних стран (по примеру запрета на экспорт агропродукции) могут начать лоббировать введение ограничительных мер по отношению к украинскому металлолому.
Металлолом был и остается стратегическим сырьем для украинской металлургии, и тенденция к повышению объемов экспорта вызывает большую тревогу у металлургов. В марте прошлого года «Интерпайп» даже останавливал производство из-за нехватки лома.
«Увеличение экспортных отгрузок будет существенно влиять на рынок лома, поскольку украинские металлурги планируют нарастить выплавку стали в 2024 году. Конъюнктура внешних рынков остается благоприятной, плюс улучшилась морская логистика. Если в 2023 году экспорт лома составил 182 тыс. т, то в 2024 году можно ожидать его увеличения в 2-3 раза. Это уже существенная угроза как рабочим местам на украинских метпредприятиях, так и поступлениям в бюджеты всех уровней», – подчеркивает Валентин Макаренко.
Металлурги говорят о нехватке сырья, которая влияет на технологические процессы и показатели производства в металлургической отрасли.
«На сегодняшний день уровень дефицита металлолома колеблется в пределах 20% (в 2023 г. он достигал 40%). Это вынуждает предприятия не только расходовать имеющиеся в их распоряжении запасы металлолома, предназначенные для обеспечения бесперебойной работы производственных мощностей, но и идти на вынужденное увеличение расхода чугуна в тех же мартеновских и конвертерных печах. Таким образом ощутимо повышается себестоимость выпускаемой продукции, либо приходится сокращать производство. И это не взирая на действующую экспортную пошлину на металлолом в размере €180 за тонну», – рассказывает президент ОП «Укрметаллургпром» Александр Каленков.
«Укрметаллургпром» неоднократно обращался в соответствующие инстанции с требованием введения моратория на экспорт металлолома, как минимум, до конца военных действий, однако вопрос так и остается открытым.
Напомним, что более чем в 65-ти странах мира введены ограничения на экспорт металлолома, включая прямой запрет на экспорт. Лом является важнейшим сырьем для производства стали с низкими выбросами СО2.
Ожидается, что в 2024 году отрасль продолжит восстановление. «УАВтормет» прогнозирует в текущем году увеличение объема заготовки лома до 1,45-1,5 млн т или на 13,5-17,5% г./г. Поставки лома потребителям в 2024 году могут составить 1,2 млн т (+16% г./г.) при ожидаемом уровне производства стали в 6,8-7 млн т.
«Главным источником остается амортизационный лом. Если будет расти спрос со стороны металлургов, отрасль сможет удовлетворить его и увеличить заготовку металлолома», – отмечает Владимир Бублей.
Перспективы поступления лома из других источников на данный момент выглядят неопределенными. Например, «Укрзалізниця» в 2023 году продала 76,4 тыс. т лома, хотя планировала реализовать 170 тыс. т. По словам президента «УАВтормета», госкомпания еще не выполнила ранее взятые обязательства – она поставила только 50% от проданных в прошлом году на аукционах объемов, однако отрасль рассчитывает, что «Укрзалізниця» вернется к продаже металлолома на открытом рынке.
«Начиная с IV квартала 2023 года, «Укрзалізниця» перестала выставлять лом на продажу, хотя ее объемы могли бы насытить рынок. Такие действия УЗ в отношении продаж вносят высокую долю неопределенности в баланс рынка. А ведь УЗ могла бы получить дополнительные средства от реализации имущества», – добавляет Валентин Макаренко.
В 2023 году «Укрзалізниця» просила правительство освободить ее от обязательства реализовывать металлолом через систему «Прозорро.Продажі», чтобы иметь возможность экспортировать сырье по прямым контрактам в Европу. Однако получила отказ.
Еще одним потенциально крупным источником является «конверсионный» («военный») лом, который образовался в результате боевых действий. Уже на первичном этапе возникают проблемы сбора и учета лома, необходимость его сортировки и др. На это у Минобороны (собственника такого лома) нет ни достаточных средств, ни людей, ни необходимых компетенций. По состоянию на лето 2023 года объем «военного» лома оценивался в 730 тыс. т, но на учете находится всего 12+ тыс. т. При этом подбитая бронетехника, на производство которой идут легированные сплавы, практически не может использоваться как лом черных металлов. В настоящее время уже Минобороны хочет иметь право самостоятельного экспорта лома.
«Уже почти два года ведутся разговоры об извлечении полезных деталей и узлов из военной техники. Однако рынок до сих пор не увидел продажи хотя бы одной тонны этого имущества и налаженный процесс реализации данного металлолома», – добавляет Валентин Макаренко.
По словам Владимира Бублея, в 2024 году не стоит рассчитывать на предложение больших объемов «военного» металлолома от Минобороны. В данном случае не решены многие нормативные и организационные проблемы.
В условиях послевоенного восстановления роль металлолома для украинской металлургии неизбежно возрастет. Восстановление и модернизация предприятий отрасли будет проходить уже с использованием новых технологий – выплавки стали в электродуговых печах (EAF) с использованием лома и DRI. Наличие достаточных объемов металлолома служит важнейшей предпосылкой декарбонизации украинской металлургии и реализации проектов восстановления.
Источник https://gmk.center/ua/