Ведение бизнеса
Инвестиционные возможности
Верховная Рада в конце каждого календарного года вместе с государственным бюджетом утверждает поправки в налоговое законодательство. Как правило, эти поправки сводятся к увеличению налоговых ставок и к расширению полномочий Государственной налоговой службы, которые направлены на усиление борьбы с неуплатой налогов.
В 2023 году депутаты отошли от этой практики и глобально налоговое законодательство не меняли. О том, что существенных изменений в налогообложении не будет, заявлял Мind глава Комитета ВР по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев.
По его словам, проект госбюджета на 2024 год был изначально построен на действующей налоговой базе. Поэтому резервы для наполнения государственной казны необходимо искать в других местах. Это, в частности, дополнительный налог на доходы банков, дальнейшее повышение акциза на табачную продукцию, перераспределение НДФЛ из местных бюджетов.
Тем не менее без налоговых новшеств в 2024 году все-таки не обойдется. Mind разобрался, к чему готовиться налогоплательщикам.
Скрытое повышение налогов для малого бизнеса. С 1 января 2024 года изменится размер прожиточного минимума для трудоспособных лиц и уровень минимальной зарплаты (МЗП). В частности, прожиточный минимум составит 3028 грн (до конца 2023 года – 2684 грн), минимальная зарплата – 7100 грн (до конца 2023-го – 6700 грн).
Эти индикаторы напрямую влияют на налогообложение малого бизнеса.
Предприниматели на упрощенной системе, избравшие первую группу единого налога, платят налог по ставке, которая равна 10% прожиточного минимума. Соответственно, для них с 1 января ежемесячная сумма налога вырастет до 302,8 грн. Предприниматели второй группы платят единый налог в размере 20% минимальной зарплаты. Таким образом, для них сумма налога составит 1420 грн в месяц.
В том числе к минимальной зарплате привязан единый социальный взнос. Его базовая ставка – 22% МЗП. Так что с 1 января ЕСВ нужно будет платить в размере 1562 грн в месяц. С 1 апреля, когда минимальная зарплата снова вырастет до 8000 грн, ЕСВ поднимется до 1760 грн в месяц.
Новые лимиты выручки для «упрощенцев». Минимальная зарплата влияет не только на уровень налогообложения, но и на обороты малого бизнеса. Хотя в данном случае эффект скорее позитивный, потому что предприниматели могут увеличивать объемы выручки, не рискуя «вылететь» из единого налога.
Напомним: для «упрощенцев» первой группы предельный годовой оборот составляет 167 минимальных зарплат, второй группы – 834 минималки, третьей группы – 1167 МЗП.
Поскольку минималка с 1 января вырастет на 6%, то и годовая выручка для плательщиков единого налога увеличится пропорционально. То есть для первой группы предельный годовой оборот составит 1,19 млн грн, для второй – 5,92 млн грн, для третьей группы единого налога – 8,29 млн грн.
Экологический налог и акцизы. На 2024 год запланировано поэтапное упразднение сниженных (льготных) ставок экологического налога.
«Ставки экологического налога с 1 января 2024 года по 31 декабря 2024 года включительно составят 90% установленных в Налоговом кодексе ставок. А с 1 января 2025 года ставки этого налога – 100%. То есть льготы постепенно убираются», – объясняет Игорь Ясько, управляющий партнер юридической компании Winner, и напоминает, что также в 2024 году произойдет повышение ставок акцизного налога и минимального налогового обязательства на табачные изделия.
Налог на прибыль банков. Верховная Рада 21 ноября приняла в целом законопроект №9656-д (теперь это закон №3474-IX), который предусматривает изменение (повышение) ставок налога на прибыль банков.
Закон вступил в силу в 2023 году. В 2024-м его нормы тоже продолжат действовать, и налоговая нагрузка на банки вырастет в 1,4 раза по сравнению со стандартной ставкой. То есть банки с 1 января 2024 года будут платить налог на прибыль по ставке 25% (стандартная ставка – 18%).
Почему этот закон важен? Потому что как раз повышение уровня налогообложения прибыли банков станет одним из альтернативных источников пополнения госбюджета. По итогам 2023 года банки дополнительно «зальют» в госказну 24–25 млрд грн, а в 2024 году – еще порядка 7 млрд грн.
Уплата налогового обязательства в рамках «нулевого» декларирования. Напомним, что кампания по разовому («нулевому») декларированию активов и доходов физлиц завершилась 1 марта 2023 года. Налогоплательщики, подавшие такую декларацию, могли выбрать два варианта уплаты разового сбора: сразу всей суммой или в рассрочку (в течение 3 лет тремя равными платежами).
Так вот, налогоплательщикам, которые выбрали рассрочку, сместили сроки уплаты второго платежа. Изначально они должны были внести второй платеж до 1 ноября 2023-го, но теперь у них есть возможность сделать это до 1 мая 2024 года.
Впрочем, такая поблажка распространяется только на тех физлиц, которые подавали «нулевую» декларацию после 31 августа 2022 года.
Налоговые проверки и контроль. На 2024 год запланировано расширение категорий налогоплательщиков, к которым может прийти ГНС с плановой проверкой.
Как рассказывает партнер юридической компании Eterna Law Артем Кузьменко, к проверкам производителей/продавцов подакцизных товаров, игорного бизнеса и провайдеров платежных услуг в 2024 году добавятся плановые проверки следующих субъектов хозяйствования:
1. нерезидентов, которые ведут в Украине деятельность через обособленные подразделения, если уровень роста их налога на прибыль на 50% меньше уровня роста доходов либо если нерезидент начислял заработную плату, но при этом не декларировал прибыль, подлежащую налогообложению, или другие доходы, освобожденные от налогообложения;
2. других плательщиков, которые на основе показателей, сформированных по итогам 2021 года, соответствуют хотя бы одному из следующих критериев:
Кроме того, налоговики при формировании плана документальных проверок на 2024 год будут учитывать положительные изменения в финансовых показателях бизнеса:
«Таким образом, в течение 2024 года расширяются основания для плановых проверок категорий бизнеса, отвечающих критериям высокого риска. Как следствие, число проверок увеличится, а налоговая будет учитывать в основном показатели уплаты налога на прибыль, НДС и выплаты заработной платы», – объясняет Артем Кузьменко.
Штрафные санкции. В целом порядок применения санкций к нарушителям налогового законодательства в 2024 году не изменится. Главное ужесточение ответственности произошло осенью 2023 года – для бизнеса, который пренебрегает требованиями в части использования регистраторов расчетных операций (РРО).
«С 1 октября 2023 года в случае установления контролирующими органами факта непроведения расчетных операций через РРО/ПРРО с фискальным режимом работы, применяются финансовые санкции, предусмотренные п. 1 ст. 17 закона №265/95-ВР», – предупреждает Игорь Ясько.
А именно: штраф равен 100% стоимости товаров/услуг за их реализацию без использования РРО или за невыдачу фискального чека при первом нарушении и 150% стоимости – при повторном.
В 2024 году эти штрафы никуда не деваются. Важно учитывать данный факт предпринимателям, которые по каким-то причинам не установили РРО, но обязаны это сделать в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Помимо этого, с 1 января 2024 года добавляются штрафы за нарушения, связанные с подачей отчетности для автоматического обмена информацией о финансовых счетах (CRS). Стандарты налогового обмена начали действовать в Украине с 1 июля 2023 года в рамках закона №2970-IX.
Правда, коснутся эти штрафы только финансовых агентов (банков, страховых компаний и т. д.), которые должны сообщать ГНС о счетах своих клиентов. В частности, штраф за неподачу финансовым агентом отчета о счетах составит 100 минимальных зарплат (710 тыс. грн), а за несвоевременную подачу такого отчета – 0,5 минимальной зарплаты (3500 грн).
Начинают действовать в 2024 году и штрафы для владельцев контролируемых иностранных компаний (КИК). Например, неподача отчета о КИК влечет за собой штраф в размере 100 прожиточных минимумов (303 тыс. грн), а сокрытие информации о контролируемых компаниях грозит штрафом в размере 3% дохода КИК.
«Изменения с 2024 года, связанные со штрафными санкциями за налоговые нарушения, направлены на усиление налогового контроля и обеспечение своевременной и полной уплаты налогов. Также перечисленные новшества направлены на создание условий для внедрения стандарта CRS в Украине и отчетности КИК. Поэтому налогоплательщикам следует быть более внимательными к соблюдению требований налогового законодательства во избежание наложения штрафов», – советует Артем Кузьменко.
Источник https://mind.ua/