Ведение бизнеса
Инвестиционные возможности
Европейский Союз фактически стал локомотивом в сфере внедрения СВАМ. Поэтому СВАМ в определенном смысле – это экспериментальный инструмент и возможные последствия от его использования еще не до конца понятны. С самого начала дискуссии существовала гипотеза, что введение CBAM приведет к тому, что определенные торговые потоки будут обходить ЕС. Такой сценарий вполне возможен – в частности, по нашим расчетам СВАМ уничтожит рынок чугуна в ЕС, соответственно, импорт этого товара после 2030-2032 гг. прекратится. Также некоторые европейские компании, столкнувшиеся со сложностями в подаче отчетов по СВАМ, заявляют о намерениях отказаться от импорта.
С другой стороны, введение СВАМ в ЕС приведет к появлению аналогичных механизмов в других странах. В частности, Великобритания заявила о намерении запустить собственный СВАМ в 2026 г., когда вступит в силу европейский. Австралийское правительство размышляет о целесообразности введения тарифов на импорт углеродоемкой продукции. В США Американский институт чугуна и стали продвигает идею введения местного СВАМ, считая его важным инструментом для защиты рынка. В Южной Америке местная ассоциация производителей стали поддерживает идею создания регионального СВАМ.
Распространение СВАМ по разным странам приведет к переформатированию торговых потоков и увеличению финансовой нагрузки на углеродоемкий импорт. Декларируется, что такая тенденция будет способствовать уменьшению выбросов СО2, что соответствует одной из целей введения СВАМ в ЕС – мотивировать другие страны уменьшать антропогенную нагрузку на окружающую среду и формировать собственные климатические амбиции. Увеличение количества СВАМ-инструментов может стимулировать введение определенной глобальной цены на СО2, которая согласно цели ЕС уравняла бы правила игры для поставщиков из разных стран.
Определяющим для введения СВАМ в других странах станет опыт ЕС, который в мае прошлого года утвердил соответствующий регламент по СВАМ. С 01 октября 2023 г. действует переходный период, в течение которого импортер только отчитывается о выбросах СО2, заложенных в импорт товаров, подпадающих под СВАМ. С 01 января 2026 г. механизм должен заработать полностью, то есть импортеры товаров, подпадающих под СВАМ, должны заплатить за выбросы СО2 путем покупки соответствующего количества сертификатов СВАМ.
Первый период подачи отчетности, который должен был закончиться 31 января 2024 г., уже обнаружил проблемы. Во-первых, техническая платформа, предназначенная для сбора CBAM отчетов, оказалась не готова к нагрузкам, поэтому компании не смогли вовремя загрузить отчеты и Еврокомиссия продлила конечный срок подачи отчетности еще на один месяц.
Во-вторых, импортеры, на которых возложена основная бюрократическая нагрузка, оказались не готовы к подаче отчетности. По данным немецкого управления по торговле квотами на выбросы (DEHSt) менее 10% из 20 тыс. компаний в Германии, которые должны были отчитаться о выбросах, сделали это в установленный срок. Шведское агентство по охране окружающей среды сообщило, что было подано 11% от ожидаемых отчетов.
Большинство европейских импортеров неосведомлены относительно CBAM. С этой проблемой столкнулись и украинские экспортеры, когда контрагенты из ЕС начинали требовать у них CBAM-сертификаты, путая их с сертификатами качества или другими документами на продукцию.
Просветительские мероприятия Еврокомиссии оказались недостаточными для информирования импортеров – эти мероприятия проводились на английском языке с ограничением количества участников и не могли охватить всех заинтересованных сторон в ЕС и в странах-импортерах. Сейчас исправлять ошибки в информационной политике приходится национальным органам, отвечающим за СВАМ в каждой стране.
Децентрализация управленческих функций является в целом признаком ЕС. Она присутствует и в Европейской системе торговли выбросами (EU ETS), когда в каждой стране есть свой национальный компетентный орган, отвечающий за сферу EU ETS. CBAM перенял также эту структуру управления, что создало определенные проблемы. В каждой стране ЕС за регистрацию в СВАМ реестре отвечал свой компетентный орган. И требования по регистрации соответственно также отличались – это создавало сложности для компаний, работающих одновременно в нескольких юрисдикциях.
Но самой большой проблемой оказался сбор данных по выбросам СО2. 80% представленных отчетов по СВАМ базировались на индикативных выбросах (default values), утвержденных Еврокомиссией. Часть украинских экспортеров также рекомендовала своим клиентам использовать индикативные выбросы в своих отчетах, поскольку методика расчета углеродного следа, прописанная в СВАМ регуляциях, не полностью понятна и возникают вопросы о необходимости учета тех или иных аспектов выбросов. Плюс в Украине не работает полноценно система отчетности и верификации выбросов и есть вопросы относительно возможностей автоматического использования данных из этой системы в CBAM отчетности.
В общем, качество информации по углеродным выбросам, которая содержится в первой отчетности, очень неоднородно. Немногие компании смогли подать информацию об актуальных выбросах СО2. Некоторые компании предоставляли имеющуюся у них информацию по углеродному следу, методика расчета которого не соответствовала методике, прописанной в СВАМ регуляциях.
Часть производителей не имеет стимулов рассчитать углеродный след по методике CBAM, учитывая сравнительно небольшие объемы поставок в ЕС. Пороговая сумма импорта, которая позволяет не подавать CBAM декларацию, очень низкая (до 150 евро), а расходы, связанные с расчетом углеродных выбросов, несравнимо больше.
Согласно исследованиям, почти 50% европейских импортеров не знают, с какого времени они смогут указывать в СВАМ отчетности данные по актуальным углеродным выбросам. И это реальная проблема, потому что после июля 2024 г. нельзя использовать в отчетности индикативные выбросы. Европейские импортеры отмечают, что им придется менять собственные бизнес-модели, в частности искать поставщиков, которые смогут подавать данные по актуальным выбросам СО2, или отказываться от импорта вообще. В результате, это повлечет массовые проблемы в цепочках добавленной стоимости вроде тех, что были во время пандемии или даже больше.
Украинские экспортеры пытаются поддерживать своих европейских клиентов, предоставлять им необходимую информацию. Но очевидно, что решение текущих проблем в сфере СВАМ находится в компетенции Еврокомиссии и национальных компетентных органов участников ЕС.
Украинский бизнес обратился к власти с предложением активизировать переговоры с ЕС о порядке применения СВАМ к Украине еще в 2020 году. В 2021 г. правительством Украины была сформирована рабочая группа для согласования подхода по СВАМ и проведения соответствующих консультаций с Европейской Комиссией. Но по имеющейся информации ни одного заседания в рамках этой рабочей группы проведено не было, и на сегодняшний день Украина не имеет постоянных переговоров и официальных позиций по СВАМ. Бизнес настаивает на активизации таких переговоров, учитывая действия других стран-импортеров. Например, Южная Корея обратилась в Европейский Союз с просьбой признать собственную систему сертификации углеродных кредитов по новому механизму СВАМ во избежание двойного налогообложения.
Действующее регулирование CBAM позволяет ЕС принять во внимание исключительные события, которые повлекли разрушительные последствия для экономики и ввести изменения в порядок применения CBAM. По мнению бизнеса, одним из подходов, которые можно предлагать в рамках этого положения, может быть применение декларативного подхода к товарам, импортируемым из Украины в ЕС и подпадающим под действие CBAM. То есть, фактически это будет тот же самый подход, как и для остальных стран (представление отчетности), но без взимания платы за CBAM сертификаты. По мнению предприятий, это будет способствовать снижению финансовой нагрузки на бизнес и поможет предприятиям аккумулировать ресурсы для частичного восстановления уровня производства, пострадавшего в результате военных действий.
Украинский бизнес полностью поддерживает идею введения Украинской системы торговли выбросами (СТВ). В прошлом году Европейская Бизнес Ассоциация представила собственные предложения по внедрению этой системы и дальнейшего ее согласования с EU ETS. СТВ должна заменить углеродный налог в Украине и направить средства, собранные за счет продажи углеродных разрешений, на поддержку мероприятий по снижению углеродоемкости производств компаний, которые платят за эти разрешения.
В то же время мы понимаем, что украинская СТВ не сможет сгенерировать такие объемы ресурсов, которые были бы достаточны для финансирования декарбонизации в Украине. Поэтому украинскому правительству совместно с европейскими институтами целесообразно наработать механизмы, которые бы позволили украинским предприятиям получать финансирование от европейских фондов, которые уже поддерживают программы декарбонизации в ЕС. Это логичный шаг, учитывая будущее вступление Украины в ЕС.
Украинский бизнес поддерживает идею введения местного СВАМ по образцу аналогичного европейского механизма. Вопрос украинского СВАМ тесно связан с запуском СТВ, поскольку запуск СТВ в перспективе приведет к росту цен на парниковые выбросы в Украине. Чем больше цена на СО2 будет приближаться к европейской, тем больше будет снижаться конкурентоспособность украинской продукции по сравнению с импортом из стран, которые не имеют таких высоких углеродных цен или вовсе их не платят. Введение украинского СВАМ, в том числе, является предпосылкой для того, чтобы ЕС рассматривал Украину как часть общего пространства, где действуют схожие правила игры.
Украинский бизнес поддерживает необходимость постепенной адаптации к требованиям европейских регуляций. Запуск СТВ и местного СВАМ являются составляющими этого процесса, как и наличие доступа к источникам европейского финансирования декарбонизации. Для украинских экспортеров европейский СВАМ создает вызовы, преодоление которых находится в компетенции украинского правительства и руководства ЕС. В этих вопросах мы рассчитываем на достижение взаимовыгодных решений, которые отвечали бы климатической политике ЕС и украинским стремлением к евроинтеграции.
Источник https://gmk.center/ua/