Ведение бизнеса
Инвестиционные возможности
В условиях войны Румыния стала важнейшим логистическим хабом для украинского экспорта зерновых и продукции ГМК, что так же способствовало резкому увеличению экспортно-импортных операций между нашими странами. По сравнению с довоенным уровнем, румынский товарный импорт вырос в 2,2 раза, а украинский экспорт увеличился в 3,4 раза. Наша страна увеличила поставки в Румынию в первую очередь за счет агропродукции. При этом экспорт украинской продукции ГМК в Румынию снизился на 30,6% – до $327,7 млн. Несмотря на это, Румыния является важным рынком для украинского ГМК, куда по итогам 2023 года экспортировалось 7,6% от общего показателя в натуральном выражении.
Война активизировала взаимную товарную торговлю между Украиной и Румынией, что способствует интеграции наших экономик и развитию логистической инфраструктуры.
По сравнению с довоенным 2021-м импорт продукции из Румынии в 2023 году в натуральном выражении вырос в 2,2 раза – до 1,07 млн т, в финансовом – в 2 раза, до $1,56 млрд. В свою очередь за тот период украинский экспорт увеличился в 3,4 раза – до 11,7 млн т в натуральном выражении, в финансовом – в 2,4 раза, до $3,8 млрд.
Более высокая динамика экспорта в натуральном выражении говорит о том, что Украина поставляла в Румынию много сырьевых товаров, в частности агропродукции с низкой добавленной стоимостью.
Важнейшей поддержкой Украины со стороны Румынии было то, что в 2022 году эта страна стала логистическим хабом для украинского экспорта зерновых и продукции ГМК. Главную роль в этом процессе сыграл румынский порт «Констанца». Большая часть украинского экспорта в Румынию пришлась на транзит, так как «Констанца» был самим близким и доступным по свободным мощностям для Украины. Огромный приток украинских грузов позволил порту увеличить в 2022-м общую перевалку на 11,9% г./г. – до 75,5 млн т грузов, и, в частности, железной руды на 46,9% г./г. – до 7 млн т. В прошлом году порт смог нарастить общую перевалку еще на 22,5% – до 92 млн т. Общий украинский грузопоток в 2023 году составил 25 млн т, в том числе транзитная перевалка зерна – более 14 млн т.
Экспортеры активно используют этот маршрут путем рейдовой перевалки в «Констанце». Украинские грузы поступают в «Констанцу» автотранспортом, по железной дороге и баржами из дунайских портов «Рени» и «Измаил».
Румыния совместно с Турцией и Болгарией будет заниматься обеспечением безопасности черноморского судоходства. В январе эти страны подписали меморандум о формирования коалиции для разминирования Черного моря. Практическая реализация документа может начаться уже в апреле-мае. Напомним, что украинский морской коридор проходит вдоль береговой линии Украины и стран «антиминной коалиции», а движению коммерческих судов угрожают дрейфующие мины.
Логистическое сотрудничество Украины, Румынии и Молдовы в части железнодорожного сообщения показывает, что при наличии доброй воли, диалога и инвестиций можно сравнительно быстро увеличить пропускную способность существующих логистических маршрутов.
В 2022 году Румыния оперативно отремонтировала широкую ж/д колею к порту «Галац». Это позволило перевозить грузы из Украины в дунайский порт без смены локомотива.
Со своей стороны транзитная Молдова (ее роль нужно рассматривать в комплексе с Румынией) также активно проводит ремонт железнодорожной инфраструктуры и даже упрощает процедуру самого транзита. Роль этой страны крайне важна не только для экспорта украинских грузов в порт «Галац», но и в украинский «Рени». Это единственный украинский порт, не имеющий прямого сообщения с сетью железных дорог Украины. Доставка грузов в этот порт проходит транзитом через территорию Молдовы.
Румыния продолжает расширять свои логистические возможности. В 2022-2023 гг. активно велась модернизация железнодорожной и портовой инфраструктуры. В начале текущего года Евросоюз выделил румынским портам €126 млн для расширения перевалочных и складских мощностей для обработки украинских грузов.
Также активно развивается автомобильное сообщение межу странами. В прошлом году Украина и Румыния договорились об открытии нового автоперехода Белая Церковь (Закарпатская обл.) – Сигету Мармацией, который в первую очередь будет рассчитан на пропуск грузовиков. Сейчас на границе с Румынией функционируют пять автомобильных пунктов пропуска и один – для паромного сообщения. Из них только два оформляют грузовые автомобили: Порубное – Сирет и Дьяково – Халмеу. Кроме того, сейчас на средства Румынии и ЕС строится 450-километровая Autostrada Moldovei. Она пройдет от Бухареста до границы с Украиной. Эта дорога создаст новый европейский транспортный коридор для Украины и предоставит еще один путь доступа к румынским портам.
Географическая близость Румынии позволила украинским металлургам увеличить поставки металлопродукции на румынский рынок в трудном 2022 году. По тем же причинам румынские металлурги смогли увеличить свой экспорт в Украину в 2023 году. По данным Гостаможслужбы Украины, в 2022 году украинский стальной экспорт в эту страну вырос на 5,5% г/г. – до 297 тыс. т. Однако в прошлом году наблюдался спад – на 17,6% г/г. – до 245 тыс. т, что, вероятно, связано с общим снижением потребления стали на румынском рынке.
Даже несмотря на собственную импортозависимость и снижение выплавки стали Румыния смогла в условиях войны увеличить поставки металлопродукции на украинский рынок. По сравнению с довоенным 2021-м румынский экспорт стальной продукции в 2023 году в натуральном выражении вырос в 6,2 раза – до 55,3 тыс. т, в финансовом – в 4,9 раза, до $63,1 млн.
Украинский экспорт ГМК в Румынию представлен многими видами выпускаемой продукции. Самой массовой позицией экспорта является железная руда, поставки которой с 2021 года выросли и по итогам 2023-го составили почти 1,5 млн т на сумму $154 млн. В 2021 году были небольшие поставки других видов сырья – металлолома (33,5 тыс. т) и кокса (10,3 тыс. т), но в последующие годы они прекратились.
По ряду ключевых позиций экспорта металлопродукции за период 2021-2023 годов Украина смогла нарастить поставки на румынский рынок:
Необходимо помнить, что большая часть этой продукции идет транзитом, так как Румыния очень большой логистический хаб для Украины.
В то же время, за указанный период значительно сократились поставки такой металлопродукции:
Уменьшение поставок по отдельным видам металлопродукции может быть связано как со снижением спроса в Румынии, так и сокращением собственного производства в Украине и возросшей стоимостью логистики по сравнению с довоенным периодом.
Ключевыми позициями импорта металлопродукции из Румынии в Украину с начала войны стали плоский горячекатаный прокат, прокат с покрытием и легированный прокат. Поставки проката с покрытием в 2023 году по сравнению с довоенным 2021-м выросли более чем в 6 раз – до 13,7 тыс. т. По двум другим видам металлопродукции поставок в 2021 году практически не было, поэтому динамика импорта по итогам 2023-го по ним зашкаливает.
Хотя румынский стальной экспорт в условиях войны и вырос в несколько раз, но его объемы остаются небольшими даже для масштабов украинского рынка во время войны. Он составляет всего 4,5% от всего украинского стального импорта или 1.6% от уровня металлопотребления в Украине в 2023 году, что говорит о том что у Румынии есть потенциал для наращивания экспорта металлопродукции в Украину.
Румыния является небольшим производителем стали со стагнирующей в последние годы динамикой выпуска. По данным WorldSteel, за прошлый год страна сократила выплавку стали на 40% г/г. – до 1,58 млн т, тогда как снижение в 2022-м составило 22,2% г/г. – до 2,62 млн т. Производство стали в Румынии в 2023 году составило всего 1,25% (в 2022-м – 1.9%) от общеевропейского показателя.
Специфика румынской металлургии состоит в том, что ее экспорт в среднем составляет более 90% от собственного объема производства. Получается, что внутреннее металлопотребление в стране, которое в 2021 и 2022 годах было на уровне 4,3 млн т и 3,8 млн т, практически полностью зависит от импорта. Все последние годы импорт в Румынию полуфабрикатов и готового металлопроката превышал 4 млн т в год.
Причины стагнации румынской металлургии лежат как в локальных факторах, так и в общеевропейских трендах. Румынская металлургия не смогла восстановиться после кризиса 2008 года. Достигнув максимального с конца 90-х годов объема выплавки стали в 2007 году (6,3 млн т), металлургическое производство в Румынии рухнуло в 2009-м – в 2,3 раза, до 2,8 млн. т. С тех пор выплавка стали в стране не превышала 4 млн т в год, а в 2023-м упав даже ниже уровня в 2 млн т.
В сентябре-декабре прошлого года румынский сталелитейный завод Liberty Galati в Галаце останавливал на 69 суток свою единственную действующую доменную печь. Причиной этого стало отсутствие достаточного количества сырья. По этой же причине завод вновь остановил агрегат уже во время рождественских каникул. У завода в Галаце, как и у других активов Liberty Steel в Европе, наблюдаются системные проблемы.
С другой стороны, у румынской стальной индустрии есть потенциал и ее рано сбрасывать со счетов. Итальянский производитель горячекатаного проката и специальных профилей AFV Beltrame в текущем году намерен инвестировать €20 млн в румынские заводы в Тырговиште и Кэлэраше. В 2023 году в реконструкцию этих заводов уже было инвестировано более €30 млн.
Кроме того, в скором времени завод Liberty Galati ждет техническая модернизация – там планируют установить две электродуговые печи, две МНЛЗ и стан горячего проката. Мощность завода после модернизации составит 3 млн т стали и 2,85 млн т проката в год.
Ключевым фактором роста взаимной торговли между Румынией и Украиной будет развитие логистической инфраструктуры и рос ее пропускной мощности. Увеличение количества автопереходов, ремонты ж/д путей и ж/д инфраструктуры, углубление фарватера в дунайский портах, взаимные инвестиции в транзитные терминалы и многие другие проекты позволят Украине и Румынии нарастить товарооборот и увеличить металлопотребление. У румынской металлургии есть неплохие возможности на рынке Украины, а румынская логистическая инфраструктура может обеспечить хорошую поддержку экспорту украинской продукции ГМК в прочие страны.
Источник https://gmk.center/