Инвестиции-2016: медленный, но оптимистичный рост

По статистическим данным за 3 квартала 2016 года в экономику привлечено 204,5 млрд грн капитальных инвестиций. Это на 16,4% больше, чем за соответствующий период прошлого года. Вполне возможно, что по итогам этого года Украина на несколько пунктов превзойдет размер инвестиций, поступивших в экономику в 2014-м г. (219,4 млрд грн).

Безусловно, это положительная тенденция. Но при этом следует учитывать, что удельный вес валового накопления основного капитала в ВВП за два квартала 2016 составляет лишь 13,2%. То есть размеры инвестирования не достигают того приемлемого даже минимального уровня, достаточного для поддержания производственных мощностей и социальных объектов. А тем более, их все еще недостаточно для базовых инноваций и технологического обновления экономики (в среднем по экономике степень износа основных средств по результатам 2015 года составляет 60,1%).

ru_1

Недостаточное инвестирование ведет к потере конкурентоспособности национальной экономики, упадка основных фондов, спада производства и увеличение себестоимости приводит к дальнейшему недоинвестирования производства.

Во что вкладывают инвестиции?

На сегодня наибольший объем инвестиций поступает в промышленность. В 2016 г. на нее приходится 33,6% внутренних и 29,4% иностранных инвестиций в экономику. Однако, это объясняется эффектом масштаба (долей вклада в экономике), а не реальной привлекательностью отрасли для инвесторов. Об этом, в частности, свидетельствуют среднегодовые индексы капитальных инвестиций по отраслям.

Первые места по объемам привлеченных внутренних и иностранных инвестиций занимают производство пищевых продуктов, напитков и табачных изделий и металлургия. Их доли на конец третьего квартала 2016 составили соответственно 17% и 11,9% внутренних инвестиций, и 18,7% и 39,7% прямых иностранных инвестиций. Однако, к сожалению, незначительными являются инвестиции в локомотив прогресса — машиностроение, воспроизводство основных средств которого формирует циклы экономического подъема.

На строительство приходится 13,5% капитальных инвестиций, на сельское, лесное и рыбное хозяйство — 14,6%, информацию и телекоммуникации — 4,4%, оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов — 8,7%, транспорт, складское хозяйство, почтовая и курьерская деятельность — 7%, государственное управление и оборона; обязательное социальное страхование — 3,7%.

Если анализировать факторы, которые повлияли на текущее состояние увеличения объемов капиталовложений в Украину, важно проанализировать их по источникам финансирования.

Собственные и государственные средства

Наибольшую долю капиталовложений инвесторы осуществляют за счет собственных средств — 71,8% (147 млрд грн). То есть это средства предприятий и организаций. При этом динамика изменения структуры источников говорит об увеличении в последние годы этой доли. А это в свою очередь фактически свидетельствует о закрытом характере экономического воспроизводства и высокую зависимость состояния инвестирования в стране от прибыли предприятий и организаций, который почти не подкреплен ни государственной поддержкой, ни кредитными ресурсами.

ru_2

Доля привлеченных и заимствованных средств, а именно кредитов банков и средств иностранных инвесторов, составляла лишь 10,3% (14,7 і 6,3 млрд грн соответственно). Подавляющее большинство кредитов использовалась для обеспечения текущей деятельности субъектов хозяйствования, а не в инвестиционной деятельности. Это означает, что в Украине банки так и не стали движущей силой в перераспределении финансового ресурса на инвестиционные цели.

Третьим источником являются средства населения на жилищное строительство — 9,7% (19,7 млрд грн). Сравнение с другими источниками, которые включают также и покупку ценных бумаг на фондовом рынке — 2,3%, свидетельствует, что домохозяйства инвестируют преимущественно в недвижимость как высоколиквидную и относительно надежную сферу экономической деятельности, и одновременно о низком инвестиционном доверии населения к банковской системе и фондовому рынку.

За счет государственного и местных бюджетов освоено 5,9% капитальных инвестиций (11,9 млрд грн). В последние годы усилилась тенденция снижения доли расходов государственного бюджета на финансирование капитальных инвестиций в целом — с 5,7% в 2010 году до 1,1% в 2016 году. В то же время доля за счет местных бюджетов выросла — с 3,2% в 2010 до 4,8% в текущем году, что коррелируется с общегосударственной политикой децентрализации, в ходе которой вместе с полномочиями передаются на места и финансовые ресурсы.

Иностранные инвестиции

Незначительный объем средств иностранных инвесторов также не производит существенного влияния на общее состояние капиталовложений в Украину. Их доля с 2010 года практически не изменилась и составляет в среднем 2% от общего объема инвестиций в основной капитал.

ru_3

В прошлом году в Украину поступило 3,8 млрд долл США прямых иностранных инвестиций. В 2016 году в основном средства иностранных инвесторов направлялись в финансовый сектор и страховую деятельность (в связи с требованиями докапитализации в банковской системе). Очевидно, не оправдались ожидания Министерства экономического развития и торговли по прогнозу привлечения ПИИ в 2016 в объеме 5 млрд долл., которую планировалось обеспечить в основном за счет программы приватизации.

В то же время значительно уменьшился отток инвестиционного капитала. Так, доля выведенных инвестиций в структуре оттока ПИИ в 2013 году составила 2,85 млрд грн, в 2014 — 1,17, в 2015 — 0,89, а за 3 квартала 2016 — 0,5 млрд долл США.

Тенденции уходящего года

По прогнозам экспертов, темпы роста украинской экономики, связанные с опорой на добычу и экспорт продукции с низкой добавленной стоимостью, составляют до 2% в год. С такими темпами нам никогда не стать сильной и развитой экономикой, а в докладах, или рейтингах международных организации мы еще долго будем в группе «развивающихся».

Согласно расчетам ИСЕД, для выхода на уровень нынешнего развития стран-соседей, в десятилетней перспективе нужно ежегодно удваивать ВВП до 2025 года. Это в свою очередь требует увеличения объема капиталовложений в среднем в 2 раза ежегодно. Очевидно, что является насущной структурная перестройка экономики, ориентация на производство продукции с высокой добавленной стоимостью. По нашим оценкам, в 2017 году Украина потребует капитальных инвестиций на сумму 24,8 млрд долл США за счет всех источников финансирования. При этом доля инвестиций в ВВП должна существенно увеличиться в 2017 году до 18,9%. Только тогда мы сможем постепенно выходить на конкурентный уровень со странами нашими соседями.

Однако, как мы видим, за неимением средств в бюджетах центральной и региональных властей, государство практически  в стороне инвестиционных процессов. Негосударственные инвесторы также обладают ограниченными фондами. Кроме этого, стоит отметить и недостаточный уровень имеющихся внутренних сбережений населения. Некоторые аналитики утверждают, что на руках у граждан находится около 100 млрд долларов США, однако возможности для надежного инвестирования этих средств, тем более для регулярной подпитки экономики, ограничены …

За таких обставин державне регулювання інвестиційної діяльності потрібно спрямувати на пряме управління інвестиціями, а також – на контроль за законністю здійснення інвестиційної діяльності всіма учасниками та інвесторами. Держава має стати надійним помічником, а іноді, як наприклад, у державно-приватному партнерстві, й – партнером. Інша, важлива складова – залучені кошти. Банківська система за підтримки держави має забезпечити вливання фінансових ресурсів в економіку. В цьому аспекті актуальними є питання страхування та гарантування інвестицій, і держава на цьому ринку має запровадити чіткі правила гри. Але, наприклад, зволікання з ухваленням законопроекту щодо експортно-кредитного агентства, а також відсутньою чіткої стратегії в державі, а значить і нерозумінням що буде після 2020 року, свідчить про те, що сьогодні, на жаль, саме держава в особі законодавчої та виконавчої гілки влади є основним гальмом у створенні інституційної основи для активізації інвестиційної діяльності.

При таких обстоятельствах государственное регулирование инвестиционной деятельности нужно направить на прямое управление инвестициями, а также — на контроль за законностью осуществления инвестиционной деятельности всеми участниками и инвесторами. Государство должно стать надежным помощником, а иногда, как например, в государственно-частном партнерстве, и — партнером. Другая, важная составляющая — привлеченные средства. Банковская система при поддержке государства должна обеспечить вливания финансовых ресурсов в экономику. В этом аспекте актуальными являются вопросы страхования и гарантирования инвестиций, и государство на этом рынке должно ввести четкие правила игры. Но, например, промедление с принятием законопроекта о экспортно-кредитном агентстве, а также отсутствием четкой стратегии в государстве, а значит и непониманием что будет после 2020 года, свидетельствует о том, что сегодня, к сожалению, именно государство в лице законодательной и исполнительной ветви власти является основным тормозом в создании институциональной основы для активизации инвестиционной деятельности.

Статья опубликована в газете «День» (№227, 2016)