Украина – Венгрия: экономика приоритетнее политики

В условиях войны Венгрия стала крупным рынком сбыта для украинской агропродукции и страной для транзита экспорта

После начала российской военной агрессии Венгрия стала крупным и территориально близким рынком сбыта для украинской агропродукции (до середины 2023 г.), транзитной страной для экспорта, а также поставщиком энергоресурсов, которые стали критически важными для Украины и ее экономики. Возможно, для текущей ситуации экономический фактор сотрудничества важнее, чем отсутствие политической поддержки Украины.

Баланс торговли товарами

Внешнеторговая статистика между странами показывает разнонаправленные тенденции. В 2022 году украинский экспорт в денежном выражении увеличился на 40% г./г. – до $2,3 млрд, но уже в 2023-м упал на 48% г./г. – до $1,2 млрд. Причина этого кроется в запрете Еврокомиссией ввоза украинской агропродукции (с мая по сентябрь 2023 года) в пять сопредельных стран, включая Венгрию. В сентябре прошлого года Венгрия вместе с другими странами ввела уже односторонний запрет и даже расширила перечень входящих в него агротоваров.

Самыми крупными позициями украинского экспорта в 2023 году были электронагревательные приборы ($252 млн), кукуруза ($174 млн), жмых ($67 млн), провода и кабель ($63 млн), телефоны ($59 млн) и продукции деревообработки ($41 млн). Также имеют место незначительные поставки разнообразного промышленного сырья, агропродукции и продуктов питания, потребительских товаров.

В свою очередь импорт продукции из Венгрии в 2022 году в денежном выражении упал на 47% г./г. – до $1,3 млрд. но в следующем году восстановился на 27% г./г. – до $1,6 млрд. Самыми крупными позициями импорта из Венгрии являются газ ($264 млн), автомобили ($170 млн), нефтепродукты ($166 млн), провода и кабель ($148 млн), лекарства ($53 млн) и корма для животных ($42 млн). Поставки газа и нефтепродуктов из Венгрии крайне важны для Украины, в частности, для обеспечения топливом и безопасной работы энергосистемы, особенно на фоне российских ударов по энергоинфраструктуре. Также Украина импортировала агропродукцию, продукты питания, изделия из пластмассы, разнообразное промышленное сырье и потребительские товары.

В 2023 году украинский экспорт превышал импорт из Венгрии в натуральном выражении в 2,7 раза, но в денежном был меньше на 21%. Такое соотношение свидетельствует, что Украина поставляет значительную часть сырьевых товаров, а импортирует продукцию с более высокой добавленной стоимостью.

Ситуация с логистическими ограничениями со стороны Венгрии выглядит гораздо лучше, чем, например, с Польшей. Венгерские фермеры и перевозчики устраивали протесты на границе, но не блокировали движение грузовиков. Это частично облегчало общую ситуацию: в условиях блокады польского участка границы, грузовики с украинским экспортом и импортом пошли через территорию Венгрии, Румынии и Словакии.

Украинский стальной экспорт

Из-за потери мощностей и сокращения внутреннего производства объем украинского экспорта продукции ГМК в 2023 году по сравнению с 2021-м в эту страну сократился на 68% – до 229 тыс. т, в денежном выражении – на 72%, до $36 млн.

Самая массовая позиция украинского экспорта ГМК – железная руда – преобладает и в структуре поставок в Венгрию. Однако украинский экспорт падает из-за снижения спроса в этой стране. Экспорт ЖРС из Украины в Венгрию в прошлом году упал до 206 тыс. т с 657 тыс. т в довоенном 2021-м. За тот же период экспортная выручка сократилась до $79 млн с $18 млн.

Перспективы экспорта украинской железной руды зависят от уровня загрузки металлургических мощностей в Венгрии. Возможности для существенного увеличения выплавки стали в Венгрии и роста потребления украинского ЖРС есть, но вероятность благоприятного сценария не очень высока.

Ключевыми позициями экспорта металлопродукции из Украины на венгерский рынок являются плоский горячекатаный прокат и стальные полуфабрикаты. В условиях войны поставки г/к проката практически прекратились (из-за снижения собственного производства), а вот полуфабрикатов, наоборот, выросли. Также имеют место поставки стальной проволоки и труб, которые выглядят незначительными как с точки зрения уровня украинского производства, так и размера венгерского рынка.

Перспективы украинской металлопродукции на венгерском рынке крайне неопределенные. Венгрия имеет достаточно низкий уровень металлопотребления (2,6 млн т в 2022 г.), а украинские производители сейчас не могут удовлетворить даже внутренние потребности в готовом прокате. Поэтому сомнительно, что Венгрия станет в обозримом будущем крупным экспортным рынком для украинской металлопродукции.

Стальное ничего

Венгерская металлургия пребывает в сильнейшей стагнации. По данным Worldsteel, в 2022 году выплавка стали в стране упала на 22% г/г. – до 857 тыс. т, в 2023-м – еще на 44,3% г/г. – до 477 тыс. т.

Проблемы венгерской сталелитейной отрасли связаны с ситуацией вокруг крупнейшего метпредприятия страны – Dunaferr. Меткомбинат столкнулся с отсутствием эффективного управления, нехваткой оборотного капитала и инвестиций. Это вылилось в периодические простои, что привело к запуску процесса ликвидации и объявлению конкурса по приобретению Dunaferr. По итогам финальных торгов в июле 2023 года, в которых приняли участие всего два участника, победила британская Liberty Steel, предложив €55 млн.

К участию в конкурсе подавался и украинский «Метинвест», но компании было отказано по крайне сомнительным причинам. В целом весь конкурс прошел крайне непрозрачно. Правительство Венгрии передало Dunaferr в управление Liberty Steel еще зимой 2023 года, без проведения публичных тендеров. После объявления тендера и определения гарантийного взноса, учитывая его размер, ожидаемая стоимость Dunaferr должна была составлять €200 млн. Но после исключения из тендера «Метинвеста» правительство Венгрии выставило цену около €50 млн.

«Учитывая эти факторы, можно предположить, что тендер изначально был разработан венгерским правительством как механизм узаконивания передачи завода по нерыночной стоимости конкретному покупателю – Liberty Steel. По нашему убеждению, учитывая несоответствие проведенного аукциона критериям прозрачности, антимонопольным органам ЕС следует обратить внимание на действия правительства Венгрии во время проведения конкурса по комбинату и вынести свое решение», – говорилось в заявлении «Метинвеста».

Новый собственник так и не смог быстро восстановить работу меткомбината. В августе-сентябре 2023 года Liberty Steel вывела в простой единственную доменную печь и прокатные линии на Dunaferr. Это объясняли высокой себестоимостью производства, низкими ценами на готовую продукцию и нехваткой слябов. Всего завод имеет мощности по производству за год двух миллионов тонн проката.

Общий упадок влияет и на стальной экспорт страны. По сравнению с довоенным 2021-м венгерский экспорт продукции ГМК в Украину в 2023 году сократился более чем на 80% – с 23,6 тыс. т до 4,1 тыс. т. Экспортная выручка за тот же период сократилась до $4,3 млн.

Самыми значимыми позициями венгерского экспорта являются кокс и прокат с покрытием. С довоенных 13,2 тыс. т и 9,4 тыс. т соответственно их поставки сократились ниже двух тысяч тонн в 2023-м. Из-за размера поставок значение венгерской металлопродукции для украинского рынка сейчас минимально, хотя может вырасти для целей послевоенного восстановлении страны, если Dunaferr будет работать более стабильно.

Хотя в текущем году Dunaferr все-таки запустил прокатные станы и линию цинкования, но общие перспективы предприятия выглядят неочевидными. Liberty Steel можно считать весьма посредственным собственником, а европейский рынок стали последние несколько лет «трясет» от низкого спроса и цен на готовую продукцию, а также от высоких цен на энергоресурсы.

Неопределенные перспективы

Ограничением для развития торговли и транзита между Украиной и Венгрией служит слабая пропускная способность транспортных переходов. Их всего три: для грузовых ж/д перевозок – «Батево – Эперешке» (пропускная способность – 420 вагонов) и «Чоп – Захонь» (30 вагонов) и всего один для фур – «Чоп – Захонь». Этот пункт за сутки может пропускать на выезд из Украины до 250 грузовиков.

С начала войны Венгрия проявляла только теоретическую заинтересованность в расширении приграничной транспортной инфраструктуры. Только недавно наши страны договорились о расширении авто- и ж/д переходов в Берегшурани и Захони и строительстве нового моста через Тису. Также существует договоренность об открытии автоперехода «Лужанка – Берегшурань» для движения пустых грузовиков и фур до 7,5 т и создании нового автогрузового перехода «Дийда – Берегдароц». Возможности и необходимость для расширения есть, по данным Мининфраструктуры, по причине недостаточной пропускной способности через Венгрию проходит всего 10% грузопотока из Украины.

Торговые отношения между Украиной и Венгрией идут в основном сами собой, без учета политического контекста. В остальном украино-венгерские отношения являются очень прохладными и натянутыми. В обозримой перспективе не видно каких-либо существенных предпосылок для их потепления.

Источник https://gmk.center/