Реальная сталь. Никопольский Centravis убедил BMW и Volkswagen покупать у него трубки для авто. Как сохранить контракты, когда обстреливают российские «Грады»

Никопольский завод Centravis продает нержавеющие трубы мировым гигантам – ExxonMobil, BMW, Volkswagen. Больше года родной город компании интенсивно обстреливают россияне, а 50–70% жителей Никополя покинули его. Как Centravis сумел сохранить экспортный бизнес даже в таких условиях?

Centravis более 20 лет производит бесшовные нержавеющие трубы, которые используются в автопроме, энергетике, нефтегазовой и авиаиндустрии. Экспортирует 95% продукции в 46 стран мира. В числе клиентов – Thyssenkrupp, Alstom, Samsung, ExxonMobil, BMW, Volkswagen. Компания, по словам Атанасова, входит в первую десятку мировых производителей нержавеющих бесшовных труб с 4%.

В сегменте труб для автомобильных топливных систем занимает второе место в мире после шведской Sandvik. Centravis – третья по выручке компания Никополя (впереди Никопольский завод ферросплавов и Interpipe NikoTube). Доход в 2021 году – €138,9 млн.

Битва за людей

Centravis производит высококачественные трубы на нишевом рынке, говорит руководитель консалтинговой фирмы MCI Александр Сирык. Стоимость труб из нержавеющей стали стартует от €10 000 за т – почти в 10 раз дороже производимых из углеродистых марок. В Европе, по словам Сирыка, производить подобную Centravis продукцию может до 10 компаний. Крупнейший производитель труб в Украине – Interpipe Виктора Пинчука – производит в десятки раз больше, но из углеродистой стали. Centravis делит с Interpipe мощности реструктуризированного в 2000-х советского гиганта – Никопольского южнотрубного завода.

Никополь регулярно подвергается обстрелам с противоположного берега Днепра, из Энергодара. Восстановление мировой экономики после ковидного кризиса обещало Centravis безоблачное будущее, говорит СЕО компании Юрий Атанасов. В начале 2022-го он планировал увеличить годовой объем производства почти на 10%, до 21 000 т. Однако пришлось сократить производство примерно на 40%, до 12 000 т. Выручка сократилась на 11%, до €128,2 млн.

К концу 2022-го, по данным Днепровской ОВА, из города уехало от 50% до 70% жителей. Персонал Centravis сократился на 20%, до 1100 сотрудников. Как лучше оградить завод от обстрелов, Атанасов понял в середине марта, когда предприятие впервые возобновило работу после 24 февраля. «Для того чтобы продолжать работать в Никополе, понадобились знания по воронкометрии», – говорит он. Эта система позволяет определить, откуда прилетает реактивный снаряд, и организовать производство так, чтобы защитить сотрудников.

Дополнительно к имеющимся бомбоубежищам на каждом рабочем участке обустроили небольшие укрытия, в которых можно мгновенно спрятаться. Несмотря на постоянный риск, вовлеченность рабочих завода в 2022 году выросла на 12 п.п., до 69%, свидетельствуют данные ежегодного внутреннего опроса. Причина, по мнению Атанасова, такова: работа позволяет отвлечься от войны, получить поддержку коллег, дает ощущение причастности к победе.

Битва за клиентов

24 февраля 21 грузовик с 400 т продукции Centravis выехал в сторону западной границы Украины. Груз направлялся в балтийские порты, а дальше – морским путем к заказчикам. Менеджмент Centravis принял решение переориентировать экспортные поставки с украинских на европейские порты за несколько недель до российского вторжения. «В украинские порты планировали вернуться после того, как опасность минует», – говорит руководитель логистического управления компании Елена Ломака.

Новый маршрут, по ее словам, позволяет выдерживать довоенные сроки доставки, однако стоимость логистики выросла вдвое. Но нужно убеждать клиентов в возможности Centravis обеспечить стабильные отгрузки. «Некоторые отказывались от контрактов, кто-то пытался найти альтернативных поставщиков», – говорит Атанасов.

Преимущественно это касалось проектов в нефтегазовой отрасли, говорит Атанасов, они нуждаются в поставках в точные сроки. «Здесь мы больше потеряли», – говорит он. Другая ситуация в automotive – сформированные у дистрибьюторов двух-трехмесячные запасы комплектующих давали Centravis время адаптироваться к новым условиям.

Компания сузила продуктовую линейку до наиболее маржинальных позиций – инструментальных трубочек диаметром от 6 мм до 26 мм, которые используются в системе подачи топлива в двигателе, тормозных системах, шасси и т.д.

В феврале 2023-го Centravis вернулся к довоенным мощностям производства. 37% от общего объема экспорта в 2022 году составляли трубы общего назначения, 25% – трубы для механической обработки, 24% – трубы автомобильного сегмента.

Чтобы диверсифицировать риски, Сentravis настроил в Ужгороде альтернативное производство трубок для топливных систем автомобилей. Инвестиции в новое производство – €2,7 млн. Штат – 100 человек, мощность – 10% от возможностей завода в Никополе. «Сначала этот проект рассматривался как частичная релокация, но сейчас это дополнительные мощности к основному производству», – говорит Атанасов.

План до конца года – нарастить его долю в общем производстве до 20% с расчетом на европейских заказчиков. Сentravis не прекращает инвестиции в R&D, ежегодный бюджет не изменился – около $500 000. Четверо специалистов отдела работают над 17 проектами. В большую войну компания вошла практически без резервов, что затрудняет выход из кризиса. «Наш главный вызов – где брать деньги, – говорит Атанасов. – Особенно сейчас, когда мы наращиваем производство».

Чтобы попытаться привлечь капитал на Западе, в начале 2023 года Сentravis изменил регистрацию материнской компании с кипрской на швейцарскую – Centravis Ltd. «Поняли, что отсутствие ликвидности может убить нас быстрее российских ракет», – говорит Атанасов.

Источник https://forbes.ua/