Рынок металлопроката во время войны и в послевоенном восстановлении

Война в Украине полностью изменила ситуацию на рынке металлопроката. Часть мощностей была уничтожена, часть работают не на полную мощность. При этом внутренний рынок металлопроката значительно сократился, а любые поставки металлопродукции на экспорт сталкиваются с кучей проблем – от дороговизны логистики до недостатка определенных видов сырья.

Замещение мощностей

На сегодняшний день перерабатывающая отрасль в полной мере не столкнулась с дефицитом сырья. Частично благодаря запасам на складах сервисных металлоцентров. Частично потому, что спрос, который удовлетворяли утраченные мариупольские комбинаты, удалось покрыть силами предприятий Запорожья, Кривого Рога, Днепра.

Тонкий плоский прокат в листе и рулоне, который производился преимущественно на мощностях ММК им. Ильича, заместили холодным и горячим прокатом производства «Запорожстали». Линии горячего цинкования в Запорожье нет, поэтому холоднокатаный рулон в толщинах до 2 мм и горячекатаный травленый до 2,5 мм в виде подката поступают в Кривой Рог или Каменец-Подольский. Там выполняют операцию горячего цинкования на мощностях ООО «Юнистил» (до 2,5 мм) или цинкование и покраску на мощностях ООО «Модуль-Украина» (до 1,3 мм). Соответственно, в группе тонкого плоского горячего и холодного проката с покрытием и без него на сегодняшний день остаются доступными большинство сортаментных позиций, которые были до начала активной фазы войны. Однако временно недоступен промасленный оцинкованный рулон из-за технологических проблем с операцией промасливания в Кривом Роге.

Ситуация с толстолистовым и фасонным прокатом гораздо хуже. И хотя «ДМЗ-Петровка» может удовлетворить почти все внутренние потребности в горячекатаных сортовых профилях, некоторые сортаментные позиции производились только на комбинате «Азовсталь», и скоро их запас исчерпается. Железнодорожные рельсы, лист в толщинах 8-200 мм габаритом до 3300х24 400 мм теперь будут поставляться только по импорту. Перерабатывающая отрасль использовала утраченный сортамент в меньшей степени, но строительный и машиностроительный секторы столкнутся как минимум со значительным ростом цен на него уже в этом году.

Что касается возможностей поставки на наш рынок импортного плоского и длинного стального проката, то дефицита этой продукции на внешних рынках не наблюдается, и цены постоянно снижаются. Поэтому можно сказать, что возможность поставки любой сортаментной позиции есть. Но теперь турецкое и китайское сырье невозможно получить морским путем, следовательно, сроки поставок и цена доставки будут стабильно высокими.

Импорт для восстановления

Импорт будет играть очень важную роль, это безусловно. Во-первых, в нашей стране не производится основная марка стали для легких тонкостенных конструкций (ЛСТК) – S350gd. А это базовый материал для изготовления элементов скатных кровель и вентилируемых фасадов. Также по технологии ЛСТК возводится значительная часть коммерческих построек и сооружений: склады, логистические центры, производственные цехи, конструкции для крепления ФЭМ солнечных электростанций.

Оцинковка во время восстановления

Без импорта покрыть внутреннюю потребность даже при пиковой загрузке всех предприятий страны, перерабатывающих оцинковку, будет невозможно. По моим оценкам, совокупное потребление тонколистового плоского проката с покрытием должно превысить 500 тыс. т в 2-3 первых года послевоенного восстановления Украины. Разумеется, при своевременной выплате контрибуций или репараций в надлежащих объемах будущим наследником прав и обязательств временно существующей Российской Федерации.

Послевоенный спрос

Наибольший вред военные действия, вызванные вторжением оккупантов, наносят светопрозрачным конструкциям, фасадам и кровлям зданий. На втором месте – частные домовладения, коммерческие и производственные сооружения.

Оконная сфера потребует значительных объемов армирующих профилей, изготавливаемых из рулонной оцинкованной стали марки DX51D с цинковым покрытием не менее 100 г/м2 в диапазоне толщин 0,9-2,5 мм. Для изготовления поврежденных дверных конструкций понадобится сталь холоднокатаная без покрытия в рулоне и листах толщиной 0,8-2,0 мм. Восстановление кровель, фасадов и даже целых этажей разрушенных построек может осуществляться с применением технологии ЛСТК, а это сталь S350gd с покрытием не менее 275 г/м2.

Новое строительство также может выполняться с использованием легких стальных тонкостенных конструкций. Однако если демилитаризация территорий, сегодня оккупированных РФ, на тот момент полностью не будет завершена, то вряд ли можно рассчитывать на широкое применение ЛСТК в жилищном строительстве, поскольку стальные конструкции не защитят жильцов таких домов от осколков и пуль.

Для строительства зернохранилищ, элеваторов и других сельскохозяйственных конструкций понадобится сталь с алюмоцинковым или магний-цинковым покрытием и пределом текучести 350 МПа и выше, в диапазоне толщин 0,8-3,0 мм. Все перечисленные отрасли будут нуждаться также в беспрецедентном количестве сэндвич-панелей, кровельного и фасадного профилированного листа, металлочерепицы. А это оцинкованная сталь DX51D с полимерным покрытием толщиной 0,3-0,8 мм.

Поэтому, по сравнению с периодом до 24 февраля 2022 года, в рамках послевоенного рынка будет потребляться больше кровельного металла в толщинах до 0,5 мм, а также значительно больше рулона из конструкционных марок стали с цинковым и алюмоцинковым покрытием. Можно предположить, что оцинковка и черный холоднокатаный рулон отечественного производства обеспечат потребности производителей окон и дверей. А вся конструкционная рулонная сталь и значительная часть тонкого кровельного рулона с полимерным покрытием будут импортироваться.

Источник:  www.gmk.center