Индустриальные парки — специальные промышленные территории, как правило, с подготовленной инженерно-транспортной инфраструктурой, набором необходимых сервисов, упрощенными регуляторными процедурами и пакетом инвестиционных стимулов для производственных и научно-исследовательских предприятий.

Это проверенный временем и международным опытом механизм индустриализации экономики, привлечения инвестиций, увеличения занятости населения, сбалансированного регионального развития, поддержки местных производителей, содействие малому и среднему предпринимательству.

Первые индустриальные парки были созданы в Западной Европе и США еще в конце 19-го — начала 20-го века. Первым в мире появился Траффордський индустриальный парк, созданный в 1896 году у Манчестера. В США первый индустриальный парк появился близ Чикаго в 1907 году. Через полвека этот опыт воспользовались Азиатские Тигры. В 1951 году в Сингапуре появился первый в Азии индустриальный парк.

В соответствии с Законом Украины «Об индустриальных парках» индустриальный парк (ИП) — это обустроенная соответствующей инфраструктурой территория, в пределах которой участники ИП могут осуществлять: хозяйственную деятельность в сфере перерабатывающей промышленности, научно-исследовательскую деятельность и деятельность в сфере информации и телекоммуникаций.

Требования к индустриального парка:

  • земли ИП должны принадлежать к землям промышленности;
  • ИП может быть размещен на одной или нескольких смежных земельных участках;
  • площадь ИП может составлять от 15 до 700 га;
  • ИП создается на период не менее 30 лет;
  • земельные участки государственной и коммунальной собственности в пределах ИП могут быть проданы управляющей компании и участникам ИП;
  • на время включения ИП в реестр в его пределах должен отсутствовать целостный имущественный комплекс, позволяющий осуществлять производство продукции.

 

Инициаторами создания ИП могут быть:

  • органы государственной власти распорядитель земель государственной собственности;
  • органы местного самоуправления распорядитель земель коммунальной собственности;
  • юридические или физические лица — собственники земельного участка частной собственности;
  • юридические или физические лица — арендаторы земельного участка по землям государственной, коммунальной или частной собственности, по согласованию с арендодателем.

Управляющей компанией ИП может быть юридическое лицо-резидент, выбранное  согласно Закону Украины «Об индустриальных парках» участниками ИП могут быть субъекты хозяйствования, зарегистрированные на территории административно-территориальной единицы Украины, в пределах которой расположен ИП.

В Украине, как и в большинстве развивающихся стран, привлекательность индустриальных парков для инвесторов должна заключаться в том, что определенные субъекты (государственные органы или органы местного самоуправления) бесплатно берет на себя часть их расходов на ведение бизнеса. Очевидно, если обустройством и обеспечением деятельности индустриальных парков будут заниматься частные компании, то они переложат свои расходы на плечи участников парка, включая собственную прибыль. В конечном итоге для инвесторов теряются экономические стимулы для размещения производства в частном индустриальном парке. Как правило, инициатором создания индустриального парка становятся органы местной власти, которые заинтересованы в стимулировании инвестиционной активности на своей территории. Они лучше знакомы с ее географическим, технологическим и инфраструктурным потенциалом, поэтому компетентно могут создать бизнес-план индустриального парка, чем специалисты центральных органов власти. Для обустройства территории индустриального парка и дальнейшего его обслуживания создается отдельное юридическое лицо — управляющая компания. В большинстве случаев в каждом индустриальном парке действует собственная отдельная управляющая компания. В то же время, существует практика, когда управляющая компания обслуживает несколько ИП.

 

Выгоды для заинтересованных сторон

Выгоды для участников — минимизация затрат материальных, финансовых, трудовых и временных ресурсов, необходимых для начала хозяйственной деятельности, возможность получения услуг, связанных с обеспечением хозяйственной деятельности, от управляющей компании.

Выгоды для управляющих компаний — получение доходов за счет предоставления в пользование участникам ИП земельных и производственных площадей, оборудования, а также услуг, связанных с обеспечением их хозяйственной деятельности.

Выгоды для государства и местных общин — создание рабочих мест, активизация хозяйственной деятельности и обеспечения социально-экономического развития соответствующих территорий.

Индустриальные парки — чем привлечь?

В Организации промышленного развития ООН (UNIDO) провели исследование, которое показало, что роль власти в развитии индустриальных парков постепенно менялась с пассивной — простого предоставления земельного участка, на активную — предоставление действенных стимулов и преференций, как на местном, так и на национальном уровне.

Согласно исследованию UNIDO стимулы индустриальных парков могут включать:

  • кредиты по специальным льготным ставкам;
  • освобождение от налогов и пошлин;
  • субсидирование аренды;
  • предоставление земли на льготных условиях
  • субсидирование тарифов на электричество и воду;
  • преференциальные тарифы на телекоммуникационные услуги;
  • упрощенные регуляторные процедуры / единое окно;
  • коллективное использование услуг и активов;
  • создание жилой и коммунальной инфраструктуры для работников.

Государственная поддержка индустриальных парков

Для получения субъектами ИП государственной поддержки, предусмотренной законодательством, соответствующий ИП должен быть включен в Реестр ИП.

Освобождение от долевого участия в развитии местной инфраструктуры в случае строительства субъектами ИП объектов в пределах соответствующих ИП.

Освобождение от уплаты ввозной пошлины при ввозе субъектами ИП оборудования и комплектующих к нему, материалов, которые не производятся в Украине, и ввозятся с целью обустройства ИП и осуществления в их рамках хозяйственной деятельности.

Направление средств Государственного фонда регионального развития на финансирование проектов создания инфраструктуры индустриальных парков при условии софинансирования из местных бюджетов на уровне 10% от их сметной стоимости. Но, если инициатор не предусматривает получения государственной поддержки, индустриальный парк может не регистрироваться, ведь факту его создания — является решение инициатора

Другие возможности государственной поддержки

Субъекты ИП также могут воспользоваться другими инструментами и механизмами, предусмотренными законодательством, в частности:

  • освобождение от уплаты ввозной пошлины с целью инвестирования на основании зарегистрированных договоров (контрактов) или как взнос иностранного инвестора в уставный капитал предприятия с иностранными инвестициями. (Закон Украины «О режиме иностранного инвестирования» и Таможенный кодекс Украины);
  • ввоз по льготным ставкам ввозной пошлины (до 0%) товаров, из государств — членов ВТО, или из государств, с которыми Украина заключила двусторонние или региональные соглашения о режиме наибольшего содействия, в том числе с ЕС и Канадой;
  • ввоз без уплаты ввозной пошлины оборудование, которое работает на возобновляемых источниках энергии, энергосберегающего оборудования и материалов, средств измерения, контроля и управления расходами топливно-энергетических ресурсов, оборудования и материалов для производства альтернативных видов топлива или для производства энергии из возобновляемых источников энергии. (Таможенный кодекс Украины).

Местная поддержка

  • предоставление по решению органов местного самоуправления льгот по земельному налогу и налогу на недвижимое имущество для субъектов ИП, которые учитывают общественные интересы, отраженные в программных документах экономического и социального развития;
  • установление государственными органами и органами местного самоуправления минимальной арендной ставки за аренду земель государственной и коммунальной собственности (от 0,1% до 3% от их нормативной денежной оценки);
  • содействие на местном уровне оформлению всех разрешительных и иных документов, необходимых для реализации проектов;
  • выделение средств из местного бюджета для финансирования работ по обеспечению инженерной инфраструктурой определенных земельных участков или создание условий для доступа к этим участкам;
  • организационная и финансовая участие в наборе и организации обучения потенциальных и действующих сотрудников компаний-субъектов ИП.

Применяя определенную комбинацию указанных мер государственной и местной поддержки, можно достичь привлекательности индустриальных парков в Украине. В то же время, отметим, что главная цель экономических (в частности, фискальных) стимулов в рамках индустриальных парков заключается не в предоставлении их участникам более благоприятных нерыночных преимуществ, а в уменьшении нагрузки на доход и прибыль, что позволит увеличить инвестиции и производство.

С 2013 года в соответствии с Законом Украины «Об индустриальных парках» инициировано создание 30 индустриальных парков, из которых 25 — включено в Реестр индустриальных парков

На территории Днепропетровской области зарегистрировано 2 индустриальных парка:

  • «Кривбасс» инициатор создания Криворожский городской совет, общая площадь 26 га, земли коммунальной собственности. Требует строительства инженерной инфраструктуры, общей стоимостью $ 2,1 млн. . (Инициатор создания ИП заинтересован в привлечении управляющей компании и участников ИП).
  • «Павлоград» инициатор создания Днепропетровская облгосадминистрация, общая площадь 250 га, земли государственной собственности. Требует строительства инженерной инфраструктуры общей стоимостью $ 374,9 млн. (Инициатором создания ИП на конкурсной основе выбрана управляющая компания ГП «ИИЦ»)

Также в городе Днепр планируется создание индустриального парка «Днепр». Создание указанного индустриального парка ведется по нескольким направлениям. Во-первых, разрабатывается концепция — определяются наполнения, профиль производства индустриального парка, вероятны партнеры и инвесторы. Второе — юридическое сопровождение. Это вопросы, связанные с недвижимостью, земельными участками, определением распорядителей и балансодержателей. Третье — проектирование. Сейчас уже выполнены предпроектные предложения, которые получили положительную оценку градостроительного совета Днепра. Именно за ним теперь будет выполняться Детальный план территории. Этой работой будет определен как, будет проходить инфраструктура, дороги, будут просчитаны мощности (вода, электричество, газ) для работы парка.

Индустриальные парки — реальная децентрализация и региональное развитие!

Индустриальные парки являются одним из действенных механизмов успешной децентрализации. Ведь децентрализация — это не механическое перераспределение налогов между бюджетами разных уровней или полномочий между Киевом и регионами. Настоящая децентрализация — это создание условий, при которых территориальные общины имеют понимание, заинтересованность и инструменты развития и увеличения благосостояния жителей из-за высвобождения предпринимательской инициативы, привлечения инвестиций, создания рабочих мест, развитие и наполнение бюджетов.

Индустриальные парки не только в развитых, но и развивающихся странах, становятся неотъемлемой частью экономической системы. Они являются инструментом стимулирования промышленного производства, привлечение инвестиций, увеличение занятости населения, выравнивания экономического развития регионов. В общем, идея индустриальных парков является достаточно перспективной и экономически выгодной как для предприятий, так и для государства. Украина, которая испытывает острый дефицит инвестиционных ресурсов, должна активно развивать систему индустриальных парков.