Neue Zürcher Zeitung: «Ракетный город» ищет новую орбиту

Маттиас Бенц,  Днепр

Когда-то в Днепре изготавливали советские баллистические ядерные ракеты. Однако близкие отношения с Россией сломаны войной на востоке Украины. Переориентация болезненна.

Проект Морской старт застопорился из-за разногласий с Россией. (ГКБ «Южное»)

 

В воздухе присутствует атмосфера холодной войны. Медленно приоткрывается дверь в царство ракет. Солдаты патрулируют и перед входом инструктируют посетителей относительно основных правил техники безопасности. Фотографирование строго запрещено. После одобрения на вход, дорога ведет мимо больших фабричных цехов. На главной площади далее стоит символ славного прошлого: списанная межконтинентальная баллистическая ракета SS-18, благоговейно названная американцами «Сатаной». У многих работников при взгляде, на которую, сейчас мелькает гордаяулыбка на лице.

Славная история

SS-18 была самой крупной баллистической ядерной ракетой, которые породили холодную войну. Она была разработана и построена здесь, в прежнем Днепропетровске, силами конструкторского бюро «Южное» и производственного партнера Южмаша. Днепр в то время был закрытым городом. В качестве важного центра советской ракетной техники, в котором в 1950-х годах были построены тысячи баллистических ядерных ракет, приобрел особое значение, но в условиях строгой секретности.

Оказывается, часть из них (ракет) продолжает дежурить и по сегодняшний день – хотя военные программы были прекращены после распада Советского Союза, и с тех пор производятся только гражданские ракеты, с помощью которых запускаются в космическое пространство некоторые спутники.

Славная ракетная промышленность принесла Днепру имя «Города ракет». Но индустрия недавно пережила самые трудные времена в своей истории. Разразившийся, при поддержке России, конфликт в Восточной Украине привел весной 2014 года к резкому перелому. Братские страны Украина и Россия стали враждебными, также быстро были сокращены экономические отношения с обеих сторон. «Конфликт привел нас в трудное положение» сказал Дмитрий Никон, главный экономист Южмаша. Бизнес развалился, временами предприятие не могло выплатить зарплату.

Российское эмбарго

Что же случилось? В действительности государственные ракетные компании из Днипра начали переориентироваться сразу же после падения железного занавеса. Они были вынуждены искать международное сотрудничество, и открывать новые рынки. Прежде всего, конструкторское бюро «Южное» — конструкторское бюро и производственное предприятие традиционно были разделены еще в советское время – может быть так и относительно хорошо для диверсификации. Но производственная компания Южмаш всегда имела тесные кооперационные связи с российскими партнерами. Когда разразился конфликт с Россией, это стало тяжелым бременем.

Внезапно будущее совместных ракетных проектов, таких как «Зенит», «Antares» или Sea Launch стала неопределенным. Формально, международные гражданские проекты не подлежат запрету. Но из-за неопределенности все приостановилось. Кроме того, старая кооперационная цепь поставок сломалась; стало ясно, что русские в будущем не будут больше поставлять ракетные двигатели для первых ступеней ракет Южмаша. «Это означает, что нам пришлось столкнуться с тем, что бы быть в состоянии производить все компоненты самостоятельно», сказал Д. Никон.

Это был болезненный процесс. Большие ракетные двигатели должны быть в состоянии вырабатывать в пятнадцать раз больше тяги, чем меньшие для верхних ступеней ракеты – это как разница между грузовиком и легковым автомобилем. Но на Южмаше четко видят цель. «Теперь мы можем сделать все сами», говорит Д. Никон. В конечном счете, необходимая переориентация укрепила компанию.

 

Деловые возможности в космосе

Вероятно Южмаш не пережил бы кризис, если бы не (как и КБ «Южное») было государственным предприятием под контролем украинского космического агентства. Государство помогло то здесь, то там, например, отсрочило выплаты по кредитам. После трех лет дефицита и сокращения персонала, ситуация должна теперь улучшаться. Некоторые проекты заработали снова, будут расти доходы.

В октябре 2016 года, продолжил развитие в США проект ракеты Antares – совместный проект в интересах НАСА. Также есть надежды на Канаду. В Новой Шотландии, частная компания Maritime Launch Systems будет создавать первый в стране космодром для запуска ракеты и предположительно к 2020 году предлагать коммерческие запуски в космос, с использованием ракеты «Циклон-4М» украинского производителя. Компания рекламирует ее как бюджетный проект – 45 млн. дол США за пуск, при выводимой нагрузке 3350 кг – и как проект с высокой степенью надежности украинской ракетной техники.

Примеры показывают, что переориентация на западные рынки приносит пло ды медленно. Оба, КБ «Южное», как и Южмаш, видят для себя некоторые возможности на мировом рынке космической техники. «Доступ в космос все еще дорогой», говорит главный ракетный конструктор КБ «Южное», Павел Дегтяренко, «но есть большой спрос на доступный транспорт, особенно для малых спутников». Рынок, где хотят и далее работать.

Дегтяренко отмечает сильные стороны украинских производителей. В Украине сконцентрирован более чем 60-летний опыт работы с более чем 1000-ми запусков ракет, и украинские специалисты могут предложить более надежную технологию по конкурентоспособным ценам. Что бы фактор риска был незначительным вопросом, фактор который всегда приводит к взрывающимся ракетам – техника должна уметь работать в экстремальных условиях.

Дегтяренко рисует картину будущего использования украинской космической техники как дешевого космического транспорта, начиная от решений по удалению космического мусора и заканчивая обитаемой лунной базой, которая может быть реализована в международной кооперации в течение нескольких десятилетий. Но великое видение не может скрыть тот факт, что дни славы, вероятно, относятся к прошлому. В советское время в ракетной промышленности Днепра работало около 70 000 людей, сегодня чуть более 12 500. Многие работники отрасли до сих пор бредят старыми временами, когда производились две ракеты в неделю. А сейчас, в лучшем случае, две ракеты в квартал.

Но переориентация и с ним изменение культуры к более «западным» компаниям неизбежны, что не может быть опровергнуто. Зато символично в вестибюле КБ «Южное» размещается презентационная галерея. Там презентованы с гордостью не только свои собственные космические технологии. В советской манере, здесь также увековечены Генеральные директора с большими портретами, начиная с легендарного основателя компании Михаила Янгеля до нынешнего начальника Александра Дегтярева. Но Дегтярев является первым, кто не имеет военных наград. Под его руководством, приходят перемены.

Внезапно, приграничный регион

Как КБ «Южному» и Южмашу многим экономическим направлениям в Днепре за последние три года пришлось переориентироваться. Конфликт с Россией сильно ударил по региону. Разочарование отмечается Виталием Литвином, представителем губернатора региона по экономическим вопросам. «Днепропетровская область является наиболее промышленным регионом Украины, одна шестая часть экспорта Украины идет отсюда», говорит Виталий Литвин. Здесь широко представлены сталелитейная, химическая промышленность и агробизнес. Ранее область получила большинство прямых иностранных инвестиций в стране.

Но с вооруженным конфликтом в восточных украинских сепаратистских регионах Донецкой и Луганской областей Днепропетровщина внезапно стала приграничным регионом. В то время как линия фронта лежит в нескольких сотнях километров, в регионе сохраняется полная безопасность. Но все равно присутствовал протест иностранных инвесторов: они боялись, и прямые инвестиции прекратились. Потеря доверия инвесторов была для региона экономически самой большой проблемой, говорит Виталий Литвин.

Кроме того, промышленность была поражена потерей российского рынка, который ранее был важным, для сталелитейной продукции и сельскохозяйственных товаров. Это никогда бы не закончилось хорошо, так сильно зависеть от одного рынка, считает эксперт. Переориентация была болезненной, но, в конечном счете, полезной, потому что заставила компании модернизироваться и повышать их конкурентоспособность. Компаниям пришлось искать новые рынки сбыта – и они нашли их в ЕС и Азии.

В поиске инвестора

Конфликт ударил по региону косвенно. Хоть вы не почувствуете в Днепре никакой войны. Но регион принял много внутренних беженцев из сепаратистских регионов, из которых выехали, в общей сложности, более 1 миллиона человек. В военный госпиталь сразу за зданием областной администрации почти ежедневно доставляются жертвы. «Мы должны защищать нашу страну и заботиться о военных беженцах», говорит Литвин. Кроме того, здесь поглощается эта энергия войны.

 

Региональные органы власти сейчас пытаются восстановить доверие международных инвесторов. Они основали инвестиционное агентство DIA, которое рассчитывает на конкретные предложения в таких сферах как агробизнес или солнечная энергетика. В Павлограде будет построен индустриальный парк с особыми условиями для иностранных инвесторов. Региональное правительство позиционируется как дружественное инвестору, успешно борется с главной украинской проблемой коррупцией, и подчеркивает преимущества, такие как низкие затраты на рабочую силу и наличие квалифицированной рабочей силы в регионе. И не в последнюю очередь хочется сказать, что Днепр привлекательный город, и ведет гостей вдоль живописных берегов реки Днепр.

Хоть местные жители и не утверждают, что Днепр очень красивый город. Он характеризуется неукрашенными зданиями советской эпохи, в сочетании с американского типа высотными зданиями, которые возникли в строительном буме на рубеже тысячелетия. Тем не менее, люди гордятся своим городом. Днепр является интересным местом. Многие культуры и религии оставили свой след здесь, и экономически, а также персоналом (кадрами) Днепр всегда играл передовую роль в Украине.

Первый украинский президент и бывший босс Южмаша, Леонид Кучма, выходец отсюда. Позже пришла из «Днепропетровского клана» Премьер-министр Юлия Тимошенко. Совсем недавно, олигархи Игорь Коломойский и Геннадий Боголюбов сыграли важную роль – два богатейших и самых противоречивых людей Украины, а также тех, кто пожертвовал на строительство здесь крупнейшего еврейского культурного центра в мире.

 

Там где будущее

Как только война на востоке Украины утихнет и отойдет на задний план, Днепр снова должен стремительно развиваться. Экономический потенциал здесь в изобилии – как нигде в Украине. Много возможностей регион с его плодородными черноземами имеет в агробизнесе. В промышленности, можно многое сделать, и IT-сектор стал уже динамичной отраслью с более чем 10 000 рабочих мест. Если вы спросите экономического эксперта Виталия Литвина, станет ли, прежде всего агробизнес и ИТ-сфера отраслями будущего для западных компаний.

И славная ракетная промышленность? «Это очень важно, но для будущего это не так». Рано или поздно, «Городу ракет», вероятно, придется искать новое имя.

Мед или ухабистая дорога на запад

Дорога на Запад, от России – это лейтмотив Украины после Майдана с 2014 года. Как экономический центр данному движению служит всеобъемлющее соглашение о свободной торговле с ЕС. Это также помогает компенсировать потерю российского рынка сбыта. На самом деле, соглашение сработало: Украинская торговля с ЕС приобрела заметный вес.

Тем не менее, переориентация на Запад происходит менее быстро, чем мы первоначально надеялись. Особенно в сельскохозяйственной продукции, у которой есть проблемы. Одной из причин является то, что ЕС не хочет раскрывать полностью свои рынки, защищая своих фермеров. В Днепропетровской областной администрации относят к таким, например, мед. Ежегодные квоты на беспошлинный экспорт меда в ЕС исчерпываются уже в феврале (после того, как обычные пошлины должны быть оплачены). Кроме того, признание украинских сертификатов в ЕС идет слишком медленно. Таким образом, украинские производители ориентированы в большей степени на рынки Азии или арабского региона, где вопросы поставки меда легко урегулировать.

Хотя мед имеет гораздо меньшее значение для сельского хозяйства Украины, чем допустим зерно или птица. Но это продукт с хорошими перспективами. На примере меда, могут быть выделены две тенденции. На практике, доступ к рынку ЕС для украинских компаний не всегда есть легким. В результате, многие компании пытаются получить свои возможности в Азии на Ближнем Востоке и даже в Африке.

Источник: www.nzz.ch