Ведение бизнеса
Инвестиционные возможности
Война, продолжающаяся на территории Украины уже более 9 месяцев, привела к существенному удорожанию основных ресурсов, сокращению количества мощностей для хранения зерна, а также существенному ухудшению финансового состояния сельхозпроизводителей. Многие из них либо остались урожая в результате обстрелов агропредприятий и возгорания полей еще с не собранным зерном, либо не смогли эффективно реализовать собранный урожай из-за сокращения внутренней потребности в зерне и ограниченного экспорта агропродукции. В текущем сезоне себестоимость выращивания зерновых и масличных культур в Украине существенно выросла, в то время как в динамике цены на выращенное зерно преобладает понижающий тренд.
Учитывая вышеизложенное, ИА «АПК-Информ» в период с середины октября по конец второй декады ноября текущего года провел опрос среди украинских аграриев и поинтересовался у них о сложностях, с которыми им приходится сталкиваться в цепочке от уборки урожая до поставки его покупателю. Результаты представлены в данном материале.
Согласно оценке неправительственной организации Conflict Observatory на основе собранной информации и спутниковых снимков, по состоянию на 15 сентября в Украине с начала российского вторжения уничтожено более 15% зернохранилищ. Также многие такие объекты получили видимые повреждения. Стоит отметить, что многие мощности для хранения зерна остаются на временно оккупированных территориях Донецкой, Луганской, Запорожской и Херсонской областей, а часть мощностей, расположенных на прифронтовых территориях, довольно часто попадает под вражеские обстрелы.
По результатам опроса ИА «АПК-Информ», который проводился среди аграриев Винницкой, Волынской, Днепропетровской, Житомирской, Закарпатской, Ивано-Франковской, Киевской, Кировоградской, Львовской, Одесской, Ривненской, Тернопольской, Хмельницкой, Черкасской и Черновицкой областей, 22% респондентов столкнулись с нехваткой мощностей для хранения зерна. Самый большой дефицит складских помещений испытывают сельхозпроизводители Полтавской (45% опрошенных), Днепропетровской (42%), Черновицкой (34%) и Кировоградской (30%) областей. При этом наименьший дефицит мощностей наблюдается в Одесской области (5%), Житомирской (6%) и Закарпатье (6%).
Те аграрии, которые не испытывают недостатка в зернохранилищах (78% опрошенных в целом), отмечают, что выращивают сельскохозяйственные культуры для собственного потребления (на корм с/х животным, имеют собственные перерабатывающие предприятия) или входят в холдинги, которые обеспечивают их всем необходимым, заранее закупили рукава для хранения зерна или продают собранный урожай прямо с полей.
Также следует отметить, по сообщениям некоторых респондентов, из-за дефицита мощностей, неблагоприятных погодных условий и чрезмерной влажности зерновой и высокой стоимости ее доработки они планируют часть посевов кукурузы оставить зимовать в полях, что в дальнейшем может негативно повлиять на качество зерна.
Что касается себестоимости собранного урожая, то у большинства опрошенных аграриев она выросла даже не на проценты, а в разы. Так, для менее 1% респондентов себестоимость возросла до 10%, и только благодаря тому, что закупили все необходимые ресурсы еще осенью 2021 г., для 2% опрошенных – на 10-30%, потому что остались некоторые прошлогодние запасы, для 21% аграриев – на 30-50%.
Для 78% респондентов данный показатель повысился более чем на 50%, из которых 17% опрошенных отмечали, что себестоимость урожая у них выросла более чем вдвое.
Традиционно львиная доля собранного урожая в Украине шла на экспорт, ведь производство зерновых и масличных культур значительно превышало их потребление внутри страны. Но военное вторжение РФ на территорию нашего государства внесло существенные коррективы как в процесс выращивания сельскохозяйственных культур, так и в торговлю агропродукцией. В результате сокращения внутреннего потребления зерна и масличных, остановки на пятимесячный срок всех украинских морских портов и ограниченной пропускной способности альтернативных путей экспорта спрос на агропродукцию из Украины снизился и на внутреннем, и на внешнем рынке, что привело к накоплению остатков прошлогоднего урожая и снижению цен в сегментах.
Согласно опросу, у 69% респондентов возникают сложности с реализацией собранного урожая, особенно в небольших хозяйствах. Многие сельхозпроизводители жалуются на низкие цены спроса, которые едва покрывают затраты на выращенное зерно, а иногда даже ниже его себестоимости, также на отсутствие рынка сбыта вследствие остановки работы большинства украинских морских портов и повышения цен на логистику.
Тяжелее всего удается найти покупателей аграриям Тернопольской (100% опрошенных), Хмельницкой (97%), Кировоградской и Киевской (по 91%), а также Черкасской (89%), Днепропетровской (88%), Полтавской (84%) и Львовской (82%) областей. Чуть легче с поиском покупателей сельхозпроизводителям на Закарпатье, где только 18% опрошенных имеют сложности с реализацией зерновых и масличных, Ривненской (34%), Винницкой (36%) и Волынской (38%) областей.
Что касается наличия транспорта для перевозок, то в отличие от первых месяцев широкомасштабной войны у 66% опрошенных не возникает сложностей с его поиском для отгрузки агропродукции. Так, большинство аграриев отмечали, что продают товар непосредственно с предприятий, а сельхозпроизводители, которые самостоятельно занимаются доставкой, отмечают, что дефицита предложения транспорта не наблюдается, вопрос только в цене, ведь стоимость логистики на фоне удорожания топлива значительно взлетела вверх. Также менее 17% респондентов используют собственный транспорт для отгрузки товара покупателю.
У 17% аграриев возникают некоторые трудности с поиском транспорта, например, на фоне поиска приемлемой цены на перевозку, необходимости аренды в связи с привлечением собственного транспорта для транспортировки зерна с поля в зернохранилища во время активной фазы полевых работ и т.д. Необходимо отметить, что чаще сложности в данном вопросе возникают у сельхозпроизводителей Кировоградской (36% опрошенных), Тернопольской (31%), Одесской (29%) и Хмельницкой (28%) областей.
Еще одним испытанием на прочность для украинских аграриев стало ранее упомянутое существенное удорожание перевозок на фоне повышения цен на топливо. Так на сколько выросла стоимость доставки агротоваров во время войны по сравнению с довоенным периодом?
Так, менее 1% опрошенных отмечали, что у них стоимость перевозок продукции выросла на 10-30%, и еще 8% респондентов отмечали увеличение расходов на доставку на 30-50%. Соответственно, для 93% аграриев стоимость доставки во время войны по сравнению с довоенным периодом выросла более чем на 50%, из которых 47% опрошенных отмечали удорожание перевозок более чем вдвое, 23% — ровно вдвое, 12% — в 3 и более раза, еще 10% респондентов сообщали об увеличении расходов по данной статье в 2-3 раза, объясняя это скачком цен на топливо и запчасти.
Таким образом, большинство украинских аграриев сейчас оказались в ситуации, когда рыночные цены на выращенный урожай не могут одновременно перекрыть все расходы на его выращивание и обеспечить финансовую подушку для последующей посевной. При этом вариант с ожиданием более приемлемой цены также рискован в ситуации массированных ракетных обстрелов со стороны России, от которых страдают все без исключения регионы Украины.
Тем не менее, сейчас поддержку ценам на зерно и увеличению спроса оказывает недавняя пролонгация «зерновой инициативы», подписанной 22 июля 2022 года в Турции. По ее условиям, в Украине имели возможность возобновить свою работу три одесских морских порта, через которые сейчас осуществляется более 60% экспорта всей агропродукции, а также успехи ВСУ на фронте. Поэтому будем надеяться на лучшее, ведь, несмотря на все трудности, большинство украинских аграриев планируют и дальше засевать поля для обеспечения продовольственной безопасности в стране.
Источник: https://www.apk-inform.com/uk