Ведение бизнеса
Инвестиционные возможности
Несмотря на войну, в Украине продолжается процесс приватизации. Она была приостановлена после начала полномасштабной войны, а в сентябре 2022 года была перезапущена малая приватизация. Сейчас Фонд государственного имущества (ФГИ) ожидает условий для продолжения большой приватизации. Впрочем, в условиях войны шанс на привлечение стратегических инвесторов крайне низок.
С сентября прошлого года в Украине возобновилась малая приватизация, которая была приостановлена с начала полномасштабного вторжения РФ. Почти за четыре месяца в государственный и местные бюджеты поступило более 1,4 млрд грн. Всего в прошлом году приватизация принесла в госбюджет 1,7 млрд грн при плане в 8 млрд грн.
Среди самых популярных лотов малой приватизации – спиртзаводы, отдельные имущественные комплексы, рекреационные объекты, активы машиностроительных предприятий, нежилые помещения и незавершенное строительство.
В числе крупных лотов, которые были проданы с сентября:
Уже в этом году ФГИ ожидает принятия законопроекта №8250, который направлен на модернизацию управленческой структуры ФГИ. В нем есть условие о разблокировании большой приватизации, чтобы во ІІ-ІІІ квартале текущего года ее возобновить.
По словам премьер-министра Дениса Шмыгаля, в текущем году правительство будет реализовывать такие меры:
Среди объектов, которые готовятся или будут готовиться к приватизации:
По ряду из перечисленных еще идет передача в ФГИ или разбирательства в судах. Ожидается, что в дальнейшем на приватизацию будут переданы и другие российские активы, которые будут конфискованы в судебном порядке.
Эти крупные объекты будет достаточно сложно сейчас продать не только из-за военных рисков, высокой стоимости, но и факта национализации, что делает активы уязвимыми для долгих судебных разбирательств. С другой стороны, власти, очевидно, не собираются реализовывать озвученные еще до войны идеи создания вертикального-интегрированного титанового холдинга на базе ЗТМК и Объединенной горно-химической компании, или уже алюминиевого – на базе ЗаЛКа и НГЗ.
В целом, в законе о госбюджете на 2023 год запланированы поступления от приватизации в размере 6 млрд грн. Впрочем, план по приватизации госимущества в последние годы не выполнялся.
Один из основных тезисов, который сопровождает приватизацию, состоит в том, что государство априори не может быть эффективным собственником. В Украинском союзе промышленников и предпринимателей (УСПП) связывают низкую эффективность деятельности сотен госпредприятий с кризисом государственного менеджмента, ведь в последние годы в правительстве вообще не говорили о модернизации или поиске рынков сбыта для этих производств. Как пример – Одесский припортовый завод. По итогам 2022 года только треть госкомпаний была прибыльной, при этом нет основательного анализа причин такого положения.
«Выход государства из нестратегических активов и поиск для них эффективного собственника, способного улучшить деятельность предприятий, создать новые рабочие места, повысить конкурентоспособность продукции и услуг – одна из ключевых задач, определенных Планом восстановления Украины», – говорит Даниил Гетманцев, глава комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики.
Еше одной стороной медали является то, что госорганы, которые занимаются приватизацией или управлением национализированными активами – ФГИ и АРМА, в последнее время публично обвинялись в коррупции, что не способствует прозрачности в процессе приватизации.
«Если у государства есть объекты, на которые есть спрос, то нужно продавать, а средства от продажи направлять на военные нужды. Большую приватизацию необходимо было провести 30 лет назад. Государственная собственность является обременительной, а в условиях войны, особенно с точки зрения компенсации убытков, коррупционной составляющей и др. А последние события вокруг бывшего руководства ФГИ лишь подчеркивают необходимость продолжения приватизации», – отмечает Алексей Мовчан, народный депутат Украины, заместитель председателя Комитета по вопросам экономического развития.
С одной стороны, государству нужны деньги для наполнения госбюджета. С другой, продать привлекательный актив стратегическому западному инвестору в условиях войны – задача крайне сложная. Например, в январе морской торговый порт «Усть-Дунайск» был продан за 201 млн грн отечественному инвестору. Провели и несколько аукционов для «Белгород-Днестровского МТП», но покупатель не заплатил за объект 220 млн грн — так что в скором времени ожидается третий аукцион.
Это первые порты, которые были выставлены на приватизацию. В дальнейшем власти могут выставить на продажу и более крупные портовые объекты, на которые уже есть спрос. В частности, группе «Метинвест» может быть интересна приватизация глубоководных портов, которые способны принимать крупные суда.
«Если мы и будем размышлять над покупкой портов, то они должны быть большими. Такими, которые смогут принимать суда на 20–40 тыс. т или 120–180 тыс. т. Суда типа Panamax или Capesize. В Украине только один порт, который может принимать суда, способные перевозить 180 тыс. т – это «Південний». Поэтому это может быть интересно, но это должны быть порты, которые могут принимать большие суда. Маленькие порты для продукции металлургии не подходят», – ранее рассказал генеральный директор «Метинвеста» Юрий Рыженков.
Эксперты отмечают, что вопрос цены продажи актива при приватизации в условиях войны может быть не ключевым, главное – запустить производство.
«Во время войны, имея повреждения или утрату помещений/оборудования и др. стоимость таких предприятий/объектов будет ниже рыночной. Но опять же нужно смотреть на перспективу: если на условный завод, который годами уже не работал, зайдет инвестор с условиями продолжения профильного производства, создания новых рабочих мест и др. – это и будет выгода для государства, а не та одноразовая сумма, которую он заплатит», – говорит Анатолий Кинах, президент УСПП.
Для привлечения западных стратегических инвесторов крайне необходимо страхование от военных рисков. Также инвесторы лишний раз не будут даже выказывать заинтересованность в активах страны, где на значительной территории ведутся боевые действия.
«Очень важно наличие четкого механизма страхования от военных рисков. К примеру, для немецких инвесторов в Украине это сделало немецкое правительство, и нам известно о крупной компании, которая начала строительство уже второго завода в нашей стране. Несмотря на войну. Поэтому такой механизм страхования должен быть разработан КМУ совместно с ВРУ и международными партнерами, финансовыми организациями», – поясняет президент УСПП.
В условиях военного положения Украине нужны быстрые, но выверенные решения. Поэтому оценка стоимости активов должна быть прозрачной, а если это предприятие, способное производить технологическую продукцию/осуществлять переработку и др., то приватизация должна быть с условием продолжения профессиональной деятельности и сохранения рабочих мест. Как и при релокации – для каждого случая требуется отдельный бизнес-план.
«После разблокирования малой приватизации в августе прошлого года, мы видим невероятные результаты. С августа прошлого года было проведено 650 аукционов, от которых государство получило 26% доходов от приватизации за последние 5 лет. Это подчеркивает, что даже в условиях войны спрос на объекты приватизации есть, и он даже больше, чем до войны», – подчеркивает Мовчан.
В государственной собственности обязательно должны остаться ключевые предприятия ОПК, критической инфраструктуры, энергетического сектора, машиностроения, которые формируют национальную безопасность.
«Большие стратегические объекты должны рассматриваться для приватизации через призму национальных интересов, анализа влияния на безопасность, обороноспособность, структуру экономики, конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках, четких технико-экономических расчетах и прогнозах последствий», – резюмирует Кинах.
Источник https://gmk.center/ua/