Глобальные тенденции инвестиций в возобновляемую энергетику

Энергетический переход сменил карту глобальных инвестиций. Теперь на смену долгосрочным инвестициям в ископаемое топливо пришли инвестиции в возобновляемые источники энергии. Еще в 2005 году возобновляемая энергетика составляла лишь незначительную часть глобальных ПИИ, а инвестиции в ископаемое топливо – более 20%. Примечательно, что на смену ископаемым ресурсам с 2019 года возобновляемая энергетика стала основным направлением вложения ПИИ.

По состоянию на 2021 год доля ПИИ в разработку ископаемых ресурсов в глобальном плане незначительна, по сравнению с возобновляемыми источниками энергии (ВИЭ), которые привлекли почти 15% мировых ПИИ. Такой переход обусловил далеко идущие последствия.

Производство электроэнергии посредством использования ВИЭ и разумных систем для хранения и распределения энергии стало основным направлением привлечения глобальных ПИИ. ПИИ во ВИЭ достигли пиковых 117 миллиардов долларов в 2019 году. Тогда впервые ВИЭ взяли верх над ископаемым топливом, которое привлекло 116 миллиардов долларов ПИИ. Тенденция увеличения инвестиций в возобновляемую энергетику и уменьшение инвестиций в ископаемое топливо сохранилась в течение следующих двух лет, поскольку кризис Covid-19 усилил преимущества более устойчивых экономик. Хотя под влиянием пандемии объем ПИИ во ВИЭ снизился и составил 97 миллиардов долларов в 2020 году и 91 миллиардов долларов в 2021 году. Эти цифры ниже рекордно высокого уровня 2019 года, но выше среднегодового показателя в 67 миллиардов долларов в течение 2010-х годов. Между тем, иностранные инвестиции в угольную и нефтегазовую сферы упали до 48 миллиардов долларов в 2020 году и достигли нового рекордного минимума в 16 миллиардов долларов в 2021 году.

Энергетический переход и массовое распространение ВИЭ также повлияло на мировой рынок труда. Приблизительное количество рабочих мест, созданных в рамках трансграничных проектов по возобновляемой энергетике, превысило количество рабочих мест, созданных путем проектов угольной и нефтегазовой промышленности, когда-то являвшихся основным источником занятости в разных странах мира. В 2020 году ПИИ в ВИЭ создали вдвое больше рабочих мест, чем ПИИ в секторе ископаемого топлива; а за 2021 год – в пять раз.

По данным Международного агентства по возобновляемым источникам энергии (IRENA), общее количество активных рабочих мест в цепочке добавленной стоимости сектора ВИЭ выросло до 12 миллионов в 2020 году, что на 40% больше по сравнению с 7 миллионами в 2012 году. География В период 2005-2022 годов верховенство права, четкая политика и государственные стимулы поставили развитые страны на передовую по осуществлению инвестиций в ВИЭ. Хорошим примером является Соединенное Королевство и США. Потенциал ВИЭ мирового класса в сочетании с последовательными и полезными государственными схемами обеспечил их мировое лидерство в инвестициях в возобновляемую энергетику. В общем, Соединенное Королевство привлекло 146 млрд долларов ПИИ в возобновляемую энергетику в период 2005-2022 годов, хотя в основном увеличение ПИИ было достигнуто в результате капиталоемких проектов по строительству оффшорных ветроэлектростанций, появившихся в последнее десятилетие. Привлеченные Соединенными Штатами 115 млрд долларов инвестиций более равномерно распределены между проектами солнечной, ветровой энергетики и другими ВИЭ. Аналогично, проекты ВИЭ в Австралии привлекли 61,2 млрд долларов ПИИ за этот период. Хотя ни одна другая страна за этот период не вложила так много в зеленую энергетику как Китай, возобновляемая энергетика в стране развивалась почти исключительно на средства внутринациональных ресурсов без привлечения ПИИ.

Среди формирующихся рынков основными направлениями прямых иностранных инвестиций в ВИЭ стали страны Латинской Америки (в частности, Чили и Бразилия), привлекши соответственно 43 и 49 миллиардов долларов в период за 2005-2022 годы. Отдельное место по инвестициям в ВИЭ заняли Индия и ЮАР, привлекая соответственно 43 и 20 миллиардов долларов. Хотя в 2010-х годах ПИИ в возобновляемую энергетику были сосредоточены лишь в нескольких регионах, ныне география инвестиций в ВИЭ приобрела глобальный масштаб.

Распределение ПИИ по технологиям ВИЭ Поскольку солнечные панели и элементы стали дешевле, прямые иностранные инвестиции в солнечную энергетику сначала превысили инвестиции в ветровую энергетику в 2010 году, а затем снова в 2013 году, одержав лидерство, которое они сохраняют до сих пор. В целом, в период 2005-2022 годов, ПИИ в солнечную энергетику составили 37,5% от общей суммы прямых иностранных инвестиций в ВИЭ, а инвестиции в ветроэнергетику – 35%. Последующие усилия по декарбонизации и электрификации личного и общественного транспорта обусловили приток инвестиций в аккумуляторы – энергоносители, необходимые для замены двигателей внутреннего сгорания (ДВС). С 2015 по 2022 год иностранные инвестиции в производство аккумуляторов выросли до 17 млрд долларов в 2021 году с 1,1 млрд долларов в 2015 году (включая внутригосударственные инвестиции США).

Технология зеленого водорода также стала популярной альтернативой для превращения электроэнергии, производимой из ВИЭ, в стабильный источник энергии для отраслей, которым трудно снизить потребление энергии (авиация, большегрузные перевозки, судоходство и т.д.). В 2021 году иностранные инвестиции в проекты зеленого водорода превысили отметку в 25 миллиардов долларов. За первый квартал 2022 года ПИИ во ВИЭ сохранили положительную динамику и составили 25 млрд долларов, особенно благодаря сообщениям о будущих значительных инвестициях в капиталоемкие проекты по строительству оффшорных ветроэлектростанций и водородных проектов. По оценкам IRENA, чтобы ограничить повышение глобальной температуры до 1,5°C и свести выбросы CO2 к нулю к 2050 году, установленная мощность возобновляемой энергетики должна возрасти в 10 раз. Для этого потребуется общая сумма инвестиций в 131 трлн долларов в ВИЭ и энергоэффективные технологии. При преодолении краткосрочных вызовов ожидается, что ПИИ в возобновляемую энергетику будут стремительно расти, поскольку мир стремится к энергетической устойчивости и энергетической безопасности.

Источник: UkraineInvest