Ведение бизнеса
Инвестиционные возможности
Горно-металлургический комплекс Украины пострадал от войны существенно сильнее, чем другие отрасли экономики. Поэтому от ГМК сложно ожидать быстрого возврата объемов производства на довоенный уровень, так как 40% металлургических мощностей были захвачены или уничтожены в Мариуполе – меткомбинаты ММК им. Ильича и «Азовсталь». Однако уже сейчас ключевые оставшиеся предприятия отрасли строят планы по увеличению производства по сравнению с тяжелым 4-м кварталом 2022 года.
В 2022-м среднегодовая загрузка мощностей отрасли была на уровне 30%, а в октябре-декабре – всего 15–20%. В среднем металлургические предприятия были загружены примерно на 15%, горнорудные – на 20%.
По мере стабилизации поставок электроэнергии помесячная динамика производства в начале 2023 года показывает первые признаки улучшения ситуации в отрасли. Металлургические предприятия Украины по итогам февраля 2023 года увеличили по сравнению с январем выплавку стали на 49,3% м./м. – до 424 тыс. т, а производство проката – на 30%, до 334 тыс. т.
«Ситуация на предприятиях отрасли начала улучшаться с конца февраля, когда появилась возможность относительно стабилизировать поставки электроэнергии. Это и позволило предприятиям показать лучшие результаты по сравнению с предыдущим месяцем. Однако существенного увеличения объемов производства не произошло, так как другие проблемы остаются нерешенными, в частности, одна из главных – логистическая: морские порты, через которые в мирное время мы отправляли на экспорт 70% продукции ГМК, по-прежнему остаются для нас закрытыми», – говорит Александр Каленков, президент ОП «Укрметаллургпром».
Практически все предприятия отрасли работают с разным уровнем загрузки. В настоящее время сталеплавильные мощности предприятий «Метинвеста» загружены на 60-65%. Например, меткомбинат «Запорожсталь» в феврале текущего года по сравнению с январем восстановил производство стали на 32,8% – 119,4 тыс. т, проката – на 36,4%, до 99,6 тыс. т. Также предприятие в марте начало выводить из горячей консервации доменную печь №2 и начало работать тремя печами. Средняя текущая загрузка металлургических предприятий – 26%.
Как отмечают на «АрселорМиттал Кривой Рог», производственная ситуация за последнее время несколько улучшилась, но уровень загрузки мощностей все еще остается на уровне 25-30%. Предприятия отрасли готовы восстанавливать производство в условиях стабильных поставок электроэнергии и выделения достаточных лимитов.
«Если поставки электроэнергии будут стабильными, и мы сохраним логистическую возможность перевозки продукции через Польшу или юг Украины в Румынию, мы сможем вернуться к уровню производства в 50% нашей мощности», – ранее отметил Мауро Лонгобардо, гендиректор «АрселорМиттал Кривой Рог».
Также можно отметить восстановление работы горнодобывающих мощностей. В настоящее время все четыре ГОКа «Метинвеста» производят продукцию и загружены на 25-40%. Группа планирует увеличить мощность ГОКов до минимум 30% от довоенного уровня и сосредоточиться преимущественно на производстве окатышей.
В свою очередь Ferrexpo в марте запустила в работу вторую линию окомкования. Всего компания оперирует четырьмя линиями. Текущий уровень загрузки мощностей может достичь 50%.
С учетом помесячной динамики (в феврале по сравнению с январем 2023 года) немного улучшились отдельные показатели экспорта продукции ГМК:
Несмотря на логистические проблемы и нахождение близко к зоне боевых действий предприятия отрасли смогли приспособиться к трудным условиям и строят планы возобновления производства.
После осенних ракетных ударов по энергоинфраструктуре, в результате которых многие предприятия ГМК были вынуждены приостановить работу, ситуация улучшилась. Украинская энергосистема уже месяц (с короткими перерывами в отдельных областях) работает без ограничения поставок электроэнергии всем видам потребителей. Сейчас энергогенерирующие предприятия имеют необходимые объемы мощности для полного обеспечения потребностей потребителей.
С самого начала войны перед компаниями ГМК остро стояла проблема переналаживания цепочек поставок и внедрения новых логистических маршрутов. Компаниям отрасли во многом удалось за 3-6 месяцев перестроить экспортную логистику через европейские морпорты, украинские порты на Дунае, увеличить использование автотранспорта.
Главным рынком для украинской продукции ГМК остается европейский, поэтому ситуация в украинском ГМК будет во многом зависеть от экономически ЕС. Украинские предприятия поставляют в Евросоюз руду, полуфабрикаты и готовую продукцию.
В 2023 европейские металлурги массово возобновляют производство на ранее остановленных доменных печах и увеличивают объемы выпуска металлопродукции. По данным агентства Platts, с начала текущего года о перезапуске или восстановлении мощностей объявили девять крупных европейских компаний.
Причиной восстановления работы европейских металлургических мощностей является, то что к декабрю европейские дистрибьюторы уже истощили накопленные в первом полугодии 2022 года складские запасы. Необходимость пополнения остатков приводит к временному дефициту и росту цен.
По данным Platts, европейские металлурги говорят о наличии хороших портфелей заказов и стабильном спросе, что позволяет обеспечить дальнейший рост цен.
«Конъюнктура на внешних рынках стали частично уже улучшилась, но глобальный спрос на металлопродукцию вряд ли существенно вырастет до момента стабилизации геополитической ситуации в мире. С учетом всего, я думаю, что цены на металлопродукцию в обозримой перспективе если и вырастут, то незначительно», – подчеркивает Каленков.
На фоне восстановления производства увеличивается и спрос в Европе на железную руду. Европейский рынок из-за блокировки портов Черного моря является приоритетным для украинских железорудных компаний. Экспорту ЖРС будет и способствовать и рост цен на сырье, что подогревается ожиданиями увеличения спроса на сталь в Китае. Аналитики Goldman Sachs прогнозируют возможные цены на железную руду в среднем составит $150 за тонну.
Главный риск – возможная активизация боевых действий и проведение ракетных и артилерийских атак по районам Запорожья, Кривого Рога, Никополя, Днепра, Каменского, где располагаются работающие предприятия отрасли. Это может привести к повреждениям производственных мощностей и энергоинфраструктуры, остановке логистики.
Сложности с логистикой пока остаются такими же, как и в 2022 году, когда новые логистические маршруты стали более длинными и дорогими, что ограничивает экспорт.
Согласно результатам исследования (по состоянию на ноябрь-2022) стоимость доставки украинской металлургической продукции до порта назначения увеличилась в 3-4 раза, а среднее расстояние до порта отправки для украинских экспортеров увеличилось в 5 раз. В отдельных случаях логистические затраты стали равны или превышают себестоимость продукции.
Несмотря на все усилия «Укрзалізниці» и Мининфраструктуры, узким горлышком остаются западные железнодорожные и в меньшей мере автомобильные переходы, а также доступ в европейские морпорты.
Предприятия отрасли частично перенаправили свой экспорт и импорт в украинские порты на Дунае («Измаил»), но их возможности перевалки ограничены. Более того, «Укрзалізниця» в марте ввела ограничения на перевозку зерновых в Измаил из-за критической ситуации со скоплением вагонов (очередь составляет 17 суток).
Логистические проблемы отрасли будут оставаться актуальными до момента открытия черноморских портов и для экспорта продукции ГМК, а не только АПК. Согласно результатам исследования, блокировка портов ежемесячно стоит Украине $420 млн недополученных доходов от экспорта. Украинские власти пытаются договориться о включении экспорта продукции ГМК в «зерновую сделку», но видимого прогресса в том вопросе пока нет.
Перед предприятиями отрасли возникает проблема нехватки персонала. Часть сотрудников стали внутренне перемещенными лицами или выехали за границу. Немалая часть подлежит мобилизации. На предприятиях ГМК было мобилизовано или стали добровольцами примерно 8-12% от действующего количества персонала.
Компании испытывают трудности или могут их испытать, особенно при возобновлении производства. Частично компании отрасли решают свои проблемы с персоналом путем внешнего набора, перевода сотрудников с других активов или внутренним подбором работников в рамках одного предприятия.
«Сейчас предприятия отрасли работают лишь на малую часть от своих производственных возможностей. При этом они стараются не допускать массовых увольнений и продолжают выплачивать зарплаты своим сотрудникам. Острой нехватки персонала в отрасли сейчас нет, но после нашей победы и открытия границ для мужчин-военнообязанных возможен отток кадров за рубеж — многие из них захотят воссоединиться со своими семьями, которые уже давно обустроились в европейских городах», – поясняет Каленков.
Из-за боевых действий в индустриальных регионах, где был самый высокий удельный вес заготовки, объем ломозаготовки существенно снизился. По итогам 2022 года этот показатель снизился на 75,9% по сравнению с 2021 годом – до 996,7 тыс. т. Уже по результатам двух первых месяцев 2023 года ломосбор сократился на 70,7% г./г. – до 152,2 тыс. т.
«Сейчас не видно инструментов, чтобы активизировать заготовку металлолома. Машиностроение, по большей части, простаивает, ломозаготовительные мощности в ряде регионов утеряны, да и кадровый потенциал (люди, которые руками собирают лом) сократился по причине мобилизации, эмиграции и др. Поэтому прогнозы на 2023 год не утешительные. В оптимистическом сценарии сбор лома составит около 800 тыс. т, в пессимистичном – 600 тыс. т. При этом потребность металлургов в базовом сценарии достигнет 1 млн. т», – говорит руководитель аналитического центра CMD-Ukraine Игорь Гужва.
Дополнительно ко всему увеличился и экспорт металлолома. Если по итогам 2022 года этот показатель сократился в 11,4 раза г./г. – до 53,6 тыс. т, то за январь-февраль 2023 года экспорт вырос в 3,5 раза – до 24,8 тыс. т. Общая рыночная конъюнктура в Европе способствует увеличению экспорта этого сырья в текущем году.
«Экономика экспорта металлолома стает более привлекательной. Улучшение конъюнктуры на европейском рынке стали и рост цен на лом в странах ЕС до €430–450 за тонну создает хорошие перспективы для увеличения экспорта металлолома в Европу. Одновременно внутренние цены сейчас на уровне €200-230 за тонну. Повышение уровня цен активизировало рынок заготовки, но внутренний спрос существенно не вырос, поэтому мы ожидаем роста экспортных поставок», – отмечает Владимир Бублей, президент «УАВтормет».
Рост экспорта угрожает нехваткой сырья для украинских метзаводов, которые строят планы возобновления производства. К сожалению, с 16 марта завод «Интерпайп Сталь» уже приостановил работу из-за дефицита металлолома.
По словам Каленкова, в результате падения уровня ломозаготовки и увеличения экспорта этого стратегического сырья во втором квартале текущего года мы ожидаем дефицит лома на уровне 100 тыс. т. Дефицит металлолома наблюдался уже и в первом квартале, но его тогда смогли перекрыть работой «со склада», сейчас же и эти склады опустели.
«Экспорт металлолома из Украины просто губителен для наших метпредприятий. Не исключено, что они не смогут произвести запланированные объемы стали. В худшем случае – придется останавливать мощности. Поэтому ситуация сложная, нужно принимать решения на государственном уровне, вплоть до возврата к идее с запретом экспорта на период военных действий. Более того, государству нужно усилить контроль за тем, чтобы лом, поставляемый в ЕС, был предназначен для конечного потребителя. Дело в том, что зачастую экспорт в ЕС чисто номинальный, чтобы избавится от пошлины, поскольку сырье в дальнейшем реэкспортируется, возможно, в Турцию. Это задача для дипломатов, не исключены торговые расследования», – подчеркивает Гужва.
Несмотря на войну и потерю мощностей стратегические инвесторы видят потенциал в украинской металлургии, а индустрия «зеленой металлургии» после войны способна привлечь десятки миллиардов долларов инвестиций. Ожидается, что в условиях послевоенного восстановления украинская металлургия будет модернизирована по лучшим стандартам. Однако для этого уже сейчас нужно заботиться о гарантированном наличии сырья – металлолома.
Послевоенное восстановление Украины потребует огромного количества металлопродукции. Поэтому отрасли уже сейчас важна поддержка в виде открытия портов для экспорта, продления режима отмены торговых ограничений на рынках развитых стран, снижения логистических и энерготарифов и др. Предприятия отрасли могут восстановить производство, что автоматически увеличит валютную выручку и поступления в бюджеты, будет способствовать укреплению курса гривны и росту занятости, создаст позитивный мультипликативный эффект для других сфер экономики.
Источник https://gmk.center/ua/