Ведение бизнеса
Инвестиционные возможности
В 2024 году украинцев, которые являются контролерами (бенефициарами) контролируемых иностранных компаний (КИК), ждет немало изменений.
Фактически законодательство о применении правил КИК в Украине вступило в силу с 1 января 2022 года. Но в 2022–2023 годах действовал своеобразный переходный период.
В течение этого периода за неподачу отчетности о контролируемых компаниях Государственная налоговая служба (ГНС) штрафные санкции не применяла. Поэтому контролерам, которые в течение 2022 и 2023 годов не предоставили в налоговую информацию о принадлежащих им КИК, никакая ответственность не грозит.
В 2024 году все меняется. До 1 мая 2024 года включительно контролеры КИК должны подать отчеты о таких компаниях за 2022 год вместе с декларациями за 2023 год. Причем это будет не просто уведомление о том, что конкретное лицо связано с конкретной КИК. Это именно полноценная налоговая отчетность с указанием суммы прибыли иностранной компании за 2022 год, которая должна быть включена в соответствующую декларацию за 2023 год.
За неподачу отчетности и за сокрытие данных о КИК предусмотрены серьезные штрафы, которые исчисляются сотнями тысяч и даже миллионами гривен.
Mind попытался разобраться, что ожидает контролеров КИК в 2024 году.
Что такое КИК – коротко. Контролируемые иностранные компании – это компании, которые зарегистрированы за пределами Украины, но контроль за которыми осуществляют украинские резиденты, юридические или физические лица. К примеру, собственник компании «А», которая зарегистрирована в Киеве, открывает представительство «В» в Польше. Такое представительство с точки зрения украинского законодательства является КИК.
1. Контролером иностранной компании считается лицо, которое владеет долей в капитале в размере 50% и более.
2. К числу контролеров относится группа лиц (резидентов Украины), которым совокупно принадлежит от 50% компании. Правда, для этого необходимо, чтобы каждый из таких украинцев-контролеров владел долей свыше 25% (с 2024 года доля одного контролера будет уменьшена до 10%).
3. Контролером признается лицо, которое осуществляет фактический контроль над иностранной компанией (влияет на органы управления, имеет доверенность от КИК на проведение сделок и т. д.).
Налогообложение прибыли (дохода) контролеров КИК выглядит следующим образом:
Если доход всех КИК, к которым имеет отношение контролер, не превышает 2 млн евро в год, он от уплаты налогов на прибыль/на доходы освобождается. Но подавать отчетность по контролируемым компаниям все равно нужно.
Подача отчетности по КИК и налогообложение иностранных компаний регулируется нормами Налогового кодекса, которые были внесены в него законами №№ 466-IX, 786-ІХ, 1117-ІХ.
Как контролеры КИК отчитываются перед налоговой? Как рассказала в ходе Q&A-встречи директор Департамента трансфертного ценообразования ГНС Екатерина Рыженкова, в общей сложности налоговая к концу 2023 года «увидела» 4500 КИК, которые аффилированы с украинскими контролерами.
Из этого числа 33% компаний находятся в Польше, 15% – в Великобритании, 13% – в США, 11% – на Кипре и 8% компаний зарегистрированы в Эстонии.
Рыженкова уточнила, что по состоянию на 1 декабря перед налоговой отчитался 221 контрагент. Подано 389 КИК-отчетов по сокращенной форме и 298 отчетов по полной форме. Объем задекларированной прибыли контролируемых компаний – 89 млн грн.
Как ГНС обнаруживает контролируемые компании? Представители налоговой службы считают, что пока далеко не все контролеры сообщили о своих КИК. Это может быть связано как с упомянутым переходным периодом, так и с банальным нежеланием бенефициаров раскрывать данные о бизнесе за пределами Украины.
«По нашим оценкам, контролируемых компаний, которые должны отчитаться, на порядок больше. Исходя из этого, нам важно сформировать определенную базу КИК, контролерами которых являются резиденты Украины. То есть речь идет о формировании источников достоверной информации о КИК и создании пула контролируемых компаний, которые попадают под налоговый контроль в Украине», – объяснила Рыженкова.
Поэтому ГНС намерена использовать весь доступный инструментарий для того, чтобы создать такую базу. В частности, это:
Вдобавок к этому ГНС очень ждет запуска автоматического обмена налоговой информацией по стандарту CRS, который должен произойти во второй половине 2024 года. Имплементация CRS позволит украинской налоговой более тонко осуществлять надзор за КИК и оперативно сверять показатели в тех отчетах, которые предоставляют контролеры, с теми данными, которые будут поступать от налоговых органов других стран.
Какие нюансы следует учесть при подаче КИК-отчетов? Отчет по КИК – это сложный и объемный документ. Нередко при его заполнении возникают ошибки, особенно ввиду того, что это новый вид отчетности, с которым многие налогоплательщики не сталкивались ранее.
Но если в 2022–2023 годах штрафные санкции не применялись, то в 2024 году за ошибки они будут. Участники мероприятия упомянули некоторые важные детали, которые нужно учитывать при составлении и подаче отчетности.
1. Есть некоторое расхождения в том, какие доходы необходимо включать в отчет по КИК. «Фактически там должно быть три основных показателя: объем реализованной продукции, сумма операционного дохода и дохода до налогообложения, на основании которого рассчитывается скорректированная прибыль КИК», – рассказала Татьяна Савчук, руководитель практики ТЦО и аудита ID Legal Group.
Но позиция Министерства финансов несколько иная: ведомство считает, что должны быть отражены все без исключения доходы КИК.
«Согласно разъяснению Минфина, в отчетность нужно включать все доходы, которые получает КИК. Это как выручка, так и все остальные доходы, пассивные в том числе (дивиденды, роялти, проценты)», – уточнил Александр Гюржи, начальник управления контроля международной деятельности Департамента трансфертного ценообразования ГНС.
2. В связи с тем, что КИК-отчеты зачастую подают международные компании, они исходят из международных стандартов (МСФО). При этом МСФО содержит такой пункт, как «сворачивание» отдельных статей и затрат. Такие допуски существуют для инвестиционных статей, курсовых разниц и т. д. «Могут быть случаи, когда компания осуществляет инвестиционную деятельность и отражает свой инвестпортфель свернуто, на нетто-основе. Но возникает вопрос, как на это отреагирует ГНС», – прокомментировала Татьяна Савчук.
Екатерина Рыженкова со своей стороны объяснила, что ГНС в целом ориентируется на стандарты МСФО и принимает такое отражение инвестпортфеля. «Но при этом мы можем попросить «развернуть» этот портфель, чтобы увидеть, что в нем находится, и убедиться в том, что со стороны КИК нет злоупотреблений», – заявила Рыженкова.
3. Важный момент – это корректное отображение, а вернее, занижение налогооблагаемой прибыли/дохода. С точки зрения некоторых контролеров, украинская налоговая не сможет перепроверить реальные финансовые показатели КИК, так как компания зарегистрирована «за океаном», в другой юрисдикции.
Но представители ГНС уверяют: при желании добраться до реальных данных о КИК можно, даже несмотря на то, что стандарт CRS еще не действует.
«Как минимум проводится камеральный контроль, сопоставление данных поданного отчета с теми данными, которые есть у ГНС. Кроме того, мы все равно имеем каналы для обмена информацией с налоговыми органами других стран, посредством чего мы сможем выявлять трансфертные операции», – рассказала Рыженкова.
Иными словами, если контролер, к примеру, занизил размер налогооблагаемой прибыли своей компании, которая находится где-то в Швейцарии, ГНС путем сверки данных сможет выявить отклонение и неизбежно доначислит налоговые обязательства.
К чему готовиться контролерам КИК в 2024 году? Самое главное – это применение штрафов за нарушения при составлении и подаче КИК-отчетов, а также за несоблюдение правил налогообложения иностранных компаний.
Вот лишь некоторые санкции: штраф за неподачу в ГНС уведомления о КИК – 908 000 грн, за непредоставление КИК-отчета – 303 000 грн. Сокрытие данных о КИК, в которых контролер является участником, в том числе сведений об операциях с другими юрисдикциями, влечет за собой штраф в размере 3% от суммы дохода КИК или 25% скорректированной прибыли, которая не отражена в отчете, максимум – 3 млн грн.
Помимо этого, и налоговая, и бизнес ждут принятия во втором чтении законопроекта №8137. Этот документ был зарегистрирован в Верховной Раде еще осенью 2022 года, а первое чтение прошел только в мае 2023 года.
Его нормы предусматривают поправки в определение, что такое КИК в принципе; в число контролеров попадут лица, которые единолично владеют в иностранной компании долей 50% и более; расширен список критериев, на основании которых выявляется фактический контроль; предусмотрена отмена упрощенной (сокращенной) формы КИК-отчета.
«С одной стороны, это промежуточный законопроект, который глобально не решает проблему интеграции нашего законодательства с европейским. В то же время он снимает вопрос логических несогласованностей, связанных с подачей отчетности КИК. Поэтому мы, как служба, заинтересованы в этом документе, чтобы тратить меньше времени на проверки и контроль», – резюмировала Екатерина Рыженкова.