Обзор тенденций и прогноз развития мирового рынка прямых иностранных инвестиций

Пандемия и война на Украине ускорили реструктуризацию глобальных цепей создания стоимости. Мультинациональные корпорации, сфокусированные на эффективности, переоценивали свое глобальное присутствие, чтобы приспособиться к новым неуправляемым геополитическим условиям.

Мировые прямые иностранные инвестиции в значительной степени возобновились в 2021 году, но перспективы на 2022 год пессимистические. На это указывают три группы показателей.

Первый набор показателей связан с многочисленными кризисами, с которыми сталкивается мировая экономика: продовольствие, топливо и проблема финансирования в сочетании с вызовами гуманитарного кризиса в Украине и некоторых странах Африки, а также кризисом системы здравоохранения, вызванной пандемией.

Второй набор показателей касается макроэкономических индикаторов – три максимума и три минимума. рекордно высокий уровень задолженности и инфляции, а также более высокие процентные ставки; и в то же время рекордно низкие темпы роста валового внутреннего продукта, торговли и валового накопления основного капитала.

Последний набор показателей связан с уменьшением количества новых проектов ПИИ и соглашений проектного финансирования. Что еще важнее, согласно опросу Unctad, охватившему 5000 крупнейших мультинациональных корпораций мира, прогнозы доходов у большинства компаний были пересмотрены в сторону снижения.

Эти три основные группы показателей доказывают, что мировые инвестиционные потоки имеют нисходящую динамику при растущем уровне риска. При наиболее оптимистическом сценарии мировые инвестиционные потоки выравняются. При самом худшем – снизятся до рекордно низкого уровня 2020 года. Вместе с тем, есть возможности по привлечению иностранных инвестиций в ближайшие годы в секторы зеленой и голубой экономики и в инфраструктуру возобновляемых источников энергии.

Что касается глобальных цепей создания стоимости, глобализация ускорилась между 1990 и 2010 годами, что способствовало значительному их расширению. Но между 2010 и 2020 гг. глобализация стагнировала, а после пандемии наблюдается обратная тенденция — некоторые называют такой ход событий деглобализацией.

Этому способствовали пять основных факторов:

  1. перестройка экономического управления, обусловленная геополитическим соперничеством и промышленным национализмом;
  2. толчок к технологическому суверенитету и роль, которую новая промышленная революция играет в формировании будущего глобальных цепей создания стоимости;
  3. императивы устойчивого развития;
  4. принципы ESG (экологические, социальные и управленческие), которые также изменят поведение и способ управления цепями создания стоимости;
  5. трансформация глобальных цепей сотворения стоимости с целью усиления устойчивости.

Эти факторы трансформируют глобальные цепи создания стоимости через процессы решеринга, диверсификации, регионализации. Все это ускорит формирование новых моделей глобальной торговли и инвестиций, то есть к сокращению ПИИ, направленных на эффективность и увеличению ПИИ, направленных на региональные рынки.

На политическом уровне перспективы разнятся. Из-за пандемии и войны россии против Украины многие компании сталкиваются с компромиссом между стремлением к эффективности и соответствию политическим инициативам, предусматривающим возвращение производств в страну базирования материнской компании или перенесение производств в географически ближе к материнской компании страны стратегических цепочек создания стоимости, таких как полупроводники и батарейки для электромобилей (EV). Это увеличивает издержки, поскольку диверсификация означает сокращение персонала; а релокация требует значительных затрат, но компаниям приходится идти на это из-за текущих геополитических рисков, которые сильно усилились.

Источник: www.ukraineinvest.gov.ua