Растительные белки – это не просто гарнир, но и направление для инвестирования

Аналоги продуктов животного происхождения становятся все разнообразнее и доступнее. К 2035 году продажи растительных аналогов могут составить $290 млрд, и инвесторы разделяют этот оптимизм.Такие продукты становятся все разнообразнее и доступнее: ученые научились создавать имитацию яиц, стейков и морепродуктов, а растительные молоко и бургеры можно найти даже на полках магазинов.

Хорошее веганское молоко должно выглядеть как молоко и иметь тот же вкус, будь то более жирный вариант, который предпочитают пекари, или обезжиренный, предпочитаемый теми, кто следит за здоровьем. А еще оно должно взбиваться в такую же пенку, как и коровье молоко.

В течение многих лет производители пытались создать точную имитацию молока. Быстрый рост доходов демонстрирует, что сейчас это получается у них гораздо лучше. Только в Америке в 2021 году было продано растительного молока на $2,6 млрд по сравнению с $2 млрд в 2018 году.

Псевдомолочные продукты — это лишь одна категория среди растительных альтернатив питанию животного происхождения. И их становится все больше. В настоящее время существуют убедительные варианты не только мяса, но и сыра, яиц и даже креветок.

Burger King и McDonald’s продают веганские котлеты, а в американской сети ресторанов Chipotle подают чоризо на растительной основе. В прошлом году крупнейший в мире производитель консервированного тунца Thai Union запустил линейку на растительной основе.

Растущие продажи демонстрируют увеличение спроса на подобные продукты питания.

Инвесторы активно вливаются в бизнес. Производители альтернативных белков в 2021 году привлекли инвестиции в размере $5 млрд, что на 60% больше, чем в 2020 году.

  • Oatly, шведская компания, производящая растительное молоко, привлекла $1,4 млрд, дебютировав на Nasdaq в 2021 году.
  • Impossible Foods, которая делает бургеры без мяса, привлекла $500 млн, получив оценку в $7 млрд.
  • Nestlé приобрела компанию Orgain, которая производит протеиновый порошок на растительной основе, за нераскрытую сумму, которая, составляет около $2 млрд.

Сколько продлится такое изобилие?

Одна из причин для оптимизма заключается в том, что альтернативные белки прошли долгий путь с 1980-х годов, когда на прилавках супермаркетов впервые появился Quorn, альтернатива мясу на основе грибов. В 1990-х годах за ним последовало соевое молоко Silk.

В отличие от тех продуктов, которые не отличались ни вкусом, ни питательностью, современные версии часто могут похвастаться и тем, и другим. Продуманная обработка улучшает текстуру, добавки улучшают вкус, а щепотка специально обработанного гороха и фасоли добавляет питательных веществ.

Производители постоянно экспериментируют с новыми ингредиентами, чтобы имитировать качества мяса и молочных продуктов, которые привлекут еще больше покупателей. Американский стартап TerViva использует масло азиатского дерева понгамии для имитации сливочного масла. Израильская ChickP использует экстракты нута, чтобы воспроизвести текстуру и питательную ценность яиц в майонезе.

Бизнесу все лучше удается создавать потребительские товары. В настоящее время даже существуют способы применять кукурузный белок, чтобы растительная имитация сыра плавилась и растягивалась.

Появление более качественных продуктов и более низких цен — результат как усовершенствованных технологий производства, так и масштаба — совпали с ростом числа «флекситарианцев», которые отказываются от мяса, но не всегда. Некоторые пытаются сократить потребление насыщенных жиров по соображениям здоровья — эта тенденция получила распространение во время пандемии.

Опасения по поводу благополучия животных и выбросов парниковых газов при выращивании скота заставляют людей, заботящихся о климате, ограничивать потребление продуктов животного происхождения; производство грамма говядины создает в 25 раз больше выбросов парниковых газов, чем производство грамма тофу.

Несмотря на все преимущества, чтобы вкус растения не был похож на растение, требуется немало усилий, а ультраобработанные заменители редко соответствуют животным белкам по питательной ценности. Вредная еда на растительной основе остается вредной. Соя — распространенный аллерген, который может оказывать разрушительное воздействие на гормоны.

Экологически ориентированные потребители понимают, что растительная продукция не обязательно экологична. Например, чтобы вырастить миндаль для приготовления замены молоку, требуется огромное количество воды. По мере роста инфляции даже убежденные флекситарианцы могут стать всеядными и выбирать либо настоящие продукты (что дешевле, чем искусственные животные белки), либо овощи (еще дешевле).

Растительные белки также трудно продать в таких странах, как Индия, где рацион питания уже богат растениями, или Нигерия, где употребление мяса является признаком богатства. Это ограничивает их привлекательность на глобальном рынке.

При этом продукты животного происхождения, включая молоко, благотворнее способствуют формированию костей и кишечной микрофлоры у детей, хотя выращенные в лаборатории мясные и молочные продукты становятся все более питательными.

Все это говорит о том, что альтернативным белкам предстоит пройти долгий путь, чтобы заменить животные продукты. Ограничения могут давить на производителей.

Рыночная стоимость Oatly упала примерно на 80% с момента выхода на биржу, отчасти из-за производственных трудностей. Акции Beyond Meat, чьи котлеты продаются в McDonald’s, упали на 90% по сравнению с пиком в 2019 году. В 2021 году продажи замедлились, а убытки увеличились до $100 млн в 1 квартале 2022 года по сравнению с $27 млн годом ранее.

Источник: www.economist.com