Ведение бизнеса
Инвестиционные возможности
Как изменится в стране система управления отходами и как это может подкрепить стремление Украины к членству в ЕС.
Евроинтеграционная реформа в сфере отходов была долго заблокирована, а мусорный кризис нарастает. Однако уже скоро все может измениться.
Верховная Рада приняла законопроект 2207-1д «Об управлении отходами», вводящий передовые подходы в этой сфере. Документ почти полтора года был на доработке после первого чтения без полной поддержки зала.
Сейчас, когда реформа получила второе дыхание, есть возможность подкрепить стремление к обретению членства в ЕС конкретными действиями и системными изменениями в стране.
Украина должна была принять законы и другие нормативно-правовые акты, необходимые для соблюдения требований рамочной директивы 2008/98/ЕС об отходах, до 1 сентября 2020 — в течение трех лет с даты вступления в силу соглашения об ассоциации с ЕС.
Должно быть введено полное покрытие расходов на управление отходами по принципу «загрязнитель платит». Также должен был заработать механизм расширенной ответственности изготовителя. Кроме того, должен был быть создан публичный электронный реестр предприятий, собирающих и транспортирующих отходы.
Реформа наконец-то вышла на финишную прямую. В чем она будет состоять?
Проблема с отходами в цифрах и деталях
До войны общий объем накопленных в Украине промышленных и бытовых отходов оценивался в 15,6 млрд тонн. Этого достаточно, чтобы укрыть метровым слоем мусора территорию Ивано-Франковской области. Общая площадь свалок в Украине превышает 9 тыс га, что равняется площади Хмельницкого.
Ситуация с образованием и накоплением отходов была критичной еще до полномасштабного вторжения РФ, а теперь стала катастрофической. На освобожденных территориях образовались миллионы тонн отходов от разрушения зданий и объектов инфраструктуры, тысячи уничтоженных и поврежденных авто.
На востоке и юге, где продолжаются боевые действия, масштабы разрушений и образование отходов невозможно оценить в полной мере, но они будут еще больше.
Даже там, где нет боевых действий, в каждом втором селе и в окрестностях городов, стихийные свалки отравляют воздух и воду, а реки Карпат переполнены пластиковым мусором, который попадает в Румынию, Венгрию и Молдову.
Гниение бытовых отходов является третьим по объему источником выбросов метана в атмосферу – парникового газа, который в 86 раз мощнее СО2. Выбросы метана в Украине от свалок в течение 2016-2021 годов росли, ставя под сомнение задекларированную правительством преданность целям Парижского климатического соглашения.
По данным, которые Украина представляет в ООН, в 2019 году на свалки приходилось 15,4% национальных выбросов метана – больше, чем от сельского хозяйства (13,7%).
Стихийные свалки – проблема мира
Борьба с выбросами метана чрезвычайно важна для достижения климатических целей к 2030 году, это первоочередная задача для ограничения глобального потепления на уровне ниже 2 градусов Цельсия в соответствии с Парижским соглашением.
В 2021 году Украина присоединилась к основанной ЕС и США инициативе Globаl Methаne Рledge, которая ставит целью сокращение глобальных выбросов метана до 2030 года на 30% или более от уровня 2020 года для уменьшения уровня глобального потепления по меньшей мере на 0,2°C до 205 .
Избегнуть крушения: как мир будет спасать от перегрева Землю. Итоги Глазго
Метан – не только мощный парниковый газ, но и локальный загрязнитель. Он образует вторичный приземный озон, что влечет за собой развитие астмы и способствует образованию смога. Летом выбросы метана могут самовозгораться. В 2016 году на свалке под Львовом такой пожар унес жизни двух спасателей.
Если метановая проблема с свалками не станет решаться в процессе восстановления, Украине будет трудно вести диалог с Евросоюзом о сотрудничестве в рамках «зеленого» курса и привлечении инвестиций в декарбонизацию экономики.
Выход из мусорного кризиса: рекомендации ЮНЕП
Эксперты программы ООН по защите окружающей среды (ЮНЕП) на основе мирового опыта рекомендуют семь основных технологий для новой системы управления отходами:
Как бизнес приучает украинцев сортировать мусор и что из этого выходит
«Каждая из этих технологий имеет капитальные и операционные расходы, поэтому все они нуждаются в тех или иных инвестициях. Соответственно, чтобы в них кто-то инвестировал, нужны механизмы возврата средств.В частности, это плата за сбор и переработку отходов коммерческого сектора, экономически обоснованные тарифы населения, налоги и сборы в рамках расширенной ответственности производителя.Все эти механизмы могут использоваться в разных комбинациях в зависимости от структуры проекта», – говорит член правления Биоэнергетической ассоциации Украины, эксперт ЮНЕП Юрий Матвеев.
Опыт США по сокращению выбросов метана
Технологии управления отходами, рекомендованные ЮНЕПом как экологически дружественные, широко распространены в ЕС, но не в США.
Во многих штатах тарифы на обращение с отходами для населения и налоги для производителей упаковки, имеющие мощное лобби в Конгерсе, слишком низки, поэтому городам часто не хватает доходов для эффективного обращения с отходами.
Полигоны жестких бытовых отходов распространены в США, там их около 2,6 тыс.
Преимущественно это большие оборудованные участки, имеющие инженерное оснащение и систему улавливания и утилизации метана. Там, где их нет, принимаются другие меры по сокращению выбросов метана, в частности, укрытие полигонов слоем почвы.
Состояние воздуха и грунтовых вод вокруг этих полигонов мониторит Агентство по защите окружающей среды США (EPA).
Украина вступает в борьбу с климатическим кризисом вместе с ЕС и США. Что это будет?
В 2021 году в США собирали и полезно утилизировали свалочный газ операторы 497 полигонов ТБО. По оценкам EPA, дополнительные 483 полигона меньшего размера экономически эффективно превратили бы свалочный газ в энергетический ресурс.
Опыт США указывает, что на огромных полигонах биогаз можно собирать в течение 15-30 лет после их закрытия.
Ресурс можно использовать для производства электроэнергии и тепла, сжигая его в когенерационной установке, закачивать в газопроводы или заправлять им автотранспорт.
Из полигонов в США, которые полезно утилизируют свалочный газ, 71 его очищает и доводит до стандартов природного газа, еще 97 производят очищенный метан из аграрных отходов. Количество таких проектов за пять лет выросло втрое.
Европейский подход
Согласно европейскому подходу, первой мерой в иерархии управления отходами является предотвращение образования смешанных отходов, которые трудно перерабатывать и утилизировать.
Именно таковы украинские «твердые бытовые отходы», где органика смешана с пластиком, упаковкой, металлом, стеклом и древесиной.
Когда они попадают на свалку и начинают гнить, выделяется много метана и других веществ, а также высокотоксичная жидкость – фильтрат.
Если органические остатки и сухие отходы собирать отдельно, становится возможным эффективное и экологически безопасное управление отходами на локальном уровне.
Речь идет о компостировании – простой и эффективной технологии переработки органических отходов с помощью бактерий. Общий уровень организованного компостирования муниципальных отходов в Украине очень низкий – менее 0,1%.
Хотя технология не требует значительных инвестиций, ее используют только несколько коммунальных предприятий, в частности во Львове и Киеве, а также некоторые школы и детсады при содействии общественных инициатив.
Производство компоста – прибыльный бизнес, если он внедряется в модели государственно-частного партнерства. Для этого местные планы управления отходами должны предусматривать правильное расположение объектов компостирования.
Парижское климатическое соглашение: Украине нужно сократить выбросы на 70%
Компост можно использовать для подкормки зеленых насаждений в городах и восстановления деградированных земель.
Применение компоста на сельскохозяйственных угодьях повышает плодородие почв и увеличивает прибыль производителей. Оно также позволяет уменьшить применение химических удобрений и ограничить вредное воздействие на почву и воду.
Соглашение об ассоциации с ЕС предусматривает, что через шесть лет со дня вступления в силу, до 1 сентября 2023 года, Украина должна начать реализовывать национальную стратегию для уменьшения объемов захоронения биоразлагаемых отходов.
Принятие рамочного законопроекта об управлении отходами может ускорить разработку такой стратегии.
Она должна определить целевые показатели и меры по их достижению, в частности раздельный сбор, компостирование, выработка биогаза и восстановление материалов или энергии из отходов.
Взгляд в будущее: понятие «мусор»
Решение мусорной проблемы в Украине зависит от политической воли и готовности к внедрению европейских реформ.
Реализация реформы потребует получения свалками временных разрешений на захоронение отходов с базовыми экологическими требованиями. Разрешения будут выдаваться на четкий срок, по истечении которого объекты должны закрываться.
Полигоны должны строиться по стандартам ЕС. Также необходима стратегия уменьшения объемов захоронения биоразлагаемых отходов, которая бы стимулировала внедрение компостирования и технологий механико-биологической обработки отходов.
Поскольку смешанные отходы могут разлагаться с высвобождением метана в течение нескольких десятилетий, при наиболее оптимистическом сценарии прохождения реформы собирать метан на полигонах в Украине придется длительное время.
Развивая системы управления отходами, страна должна двигаться по пути государств ЕС, которые ставят целью переход к «круговой экономике» и активно работают над тем, чтобы перевести понятие «мусор» в разряд исторических анахронизмов.
Источник: www.epravda.com.ua