На украинский ГМК существенно влияют проблемы с электроснабжением и нарушение логистики
Падение производства
Осенью в Украине ускорилось падение производства как стали, так и железной руды – это связано с ухудшением спроса на европейском рынке и проблемами с электроснабжением из-за систематических российских ракетных атак.
По итогам 11 месяцев 2022 года сократилось производство металлургической продукции (г./г.)
- чугуна – на 68,4%;
- стали – на 68,6%;
- проката – на 70,1%.
В ноябре произведено 313 тыс. т стали, что на 82,0% меньше, чем за аналогичный период 2021-го. Месячное производство железорудной продукции осенью упало более чем на 90% по сравнению с довоенным временем.
С началом войны Украина потеряла два мощных металлургических завода в Мариуполе, которые производили 40% стали в стране. Остальные заводы сократили загруженность производственных мощностей на 50% и более. В настоящее время производство железорудного концентрата почти полностью остановлено. Из-за перебоев с электроснабжением подземные шахты не могут полноценно работать.
Сокращение экспорта
Экспорт железорудной продукции за 11 месяцев 2022 года сократился на 42,9% г./г. (до 23,2 млн т). До 95% экспорта руды направляется в страны ЕС.
Экспорт чугуна за 11 месяцев 2022 г. упал на 57,8% г./г. (до 1,23 млн т), полуфабрикатов – на 70,6% г./г. (до 1,82 млн т). В январе-ноябре 2022 г. на экспорт направлено 1,6 млн т плоского проката (-70,9% г./г.) и 0,6 млн т длинномерного проката (-66,7% г./г.).
Снижение экспорта металлургической продукции из Украины оказало негативное влияние на глобальные цепочки поставок. До войны более трети (34%) слябов ЕС импортировал из Украины. С началом полномасштабного вторжения России эти поставки прекратились, и европейским заводам пришлось искать других поставщиков. Из-за дорогостоящей логистики прекратился экспорт руды в Китай – на КНР до войны приходилось 40-45% украинского железорудного экспорта.
Логистические проблемы
До полномасштабного вторжения РФ 60% железной руды, 80% чугуна и стальной продукции экспортировалось через морские порты. С началом боевых действий украинские порты заблокированы военным флотом россиян, и основным путем экспорта стал железнодорожный транспорт. По последним имеющимся данным (октябрь 2022 г.), 55% металлургической продукции экспортируется в ЕС именно по железной дороге.
Соответственно возросла нагрузка на пункты пограничного контроля, пропускная способность которых не рассчитана на такие объемы экспорта. Из-за разной ширины железнодорожного пути в Украине и ЕС увеличились очереди железнодорожных вагонов на границах.
В ноябре текущего года среднее время простоя вагонов в очереди на границе составляло 11 дней (для сравнения – в июне оно составляло до 60 дней). Сокращение задержки, по оценкам аналитиков, связано с уменьшением грузопотоков. Однако пропускная способность железнодорожной инфраструктуры не расширилась и в случае роста объемов перевозок проблемы неизбежно повторятся.
В течение года (с мая по сентябрь 2022 года) «Укрзалізниця» вводила 16 конвенций по перевозке продукции ГМК с целью уменьшить очереди на границе. Кроме того, с 1 июля текущего года железнодорожный оператор повысил тарифы на грузоперевозки на 70%, что стало весомым фактором роста логистических расходов. В итоге металлургические предприятия сообщают о росте затрат на транспортировку продукции железнодорожным транспортом в Европу больше, чем в 4 раза по сравнению с довоенным временем.
После начала войны украинским экспортерам пришлось перенаправлять грузы в морские порты ЕС, в частности в Румынию (Констанца), Болгарию (Бургас), Польшу (Гдыню, Гданьск, Щецин, Свиноуйсьце), Хорватию (Риека, Плоче), Германию (Гамбург, Бремен). ). В результате среднее расстояние в порт отправления для украинских экспортеров выросло в 5 раз, а расходы на доставку в порт назначения – в среднем в 3-4 раза.
По оценкам участников рынка, морские порты Евросоюза не имеют потенциала для обслуживания украинского экспорта, в частности, достаточных свободных мощностей, и не могут принять все украинские грузы, что, в частности, вызывает очереди на границах Украины с ЕС.
Блокировка морских портов приводит к значительным потерям экспорта в металлургической промышленности Украины. По оценкам GMK Center, ежемесячная сумма таких убытков составляет $420 млн. Каждый месяц в среднем Украина не могла произвести и экспортировать 1,3 млн т железной руды, 151 тыс. т чугуна, 192 тыс. т полуфабрикатов и 218 тыс. т готовой стальной продукции .
Все возможности для страны увеличить производство и экспорт продукции ГМК связаны с открытием украинских портов . Даже во время войны фактически 60% металлургической продукции из страны отправляется конечным потребителям по морю – через украинские порты на Дунае и морские порты в ЕС.
Дефицит электроэнергии
Разрушение энергетической инфраструктуры из-за ракетных обстрелов россиян влечет за собой отключение от электроснабжения металлургических и горнодобывающих предприятий.
Так, 24 ноября ПАО «АрселорМиттал Кривой Рог» объявил о критическом ограничении потребления электроэнергии и временной остановке большинства производственных процессов до стабилизации энергообеспечения в стране.
23 ноября временно остановил производство металлургический комбинат «Каметсталь» группы «Метинвест». В середине декабря компания сообщила, что предприятие возобновило производство чушкового чугуна на одной доменной печи, а дальнейшее возобновление производства стали и проката будет в значительной степени зависеть от уровня дефицита электроснабжения в Днепропетровской области.
В то же время компания Ferrexpo сообщила, что по итогам октября-декабря 2022 года сократила производство окатышей на 64,2% по сравнению с предыдущим кварталом – до 0,3 млн т. Резкое снижение производственных показателей в четвертом квартале вызвано вынужденной остановкой мощностей в октябре в результате перебоев с электроснабжением. Компания прогнозирует, что производство окатышей по итогам 2022-го составит примерно 5,9-6,0 млн т.
В настоящее время существует риск полной остановки производства в отрасли, что может привести к гуманитарной катастрофе в регионах, где работают предприятия ГМК. В случае энергетического коллапса, по оценкам GMK Center, в 2023 году производство железорудной продукции может упасть на 88% по сравнению с 2022 годом, но в случае стабилизации энергосистемы темпы падения могут сократиться до 58%.
Будущее отрасли
По итогам 2022 года украинский ГМК покажет существенное падение производства и экспорта. Результаты работы в 2023 году напрямую будут зависеть от решения проблем с энергоснабжением, чтобы предприятия могли получать такие объемы электроэнергии, которые позволили бы возобновлять производство, а также решение логистических вопросов, в частности, разблокирование морских портов для экспорта металлургической продукции. Продолжение боевых действий будет негативно влиять на отрасль.
Источник: www.gmk.center