Существующие торговые барьеры для украинской металлопродукции ограничивают возможности восстановления производства метпредприятий
Для США Украина является выгодным торговым партнером – наша страна импортирует в разы больше, чем экспортирует. В частности, в прошлом году Украина импортировала товаров на $2,8 млрд, тогда как экспортировала – на $500 млн. Из продукции ГМК Украина экспортировала в США в 2023 г. 1,0 млн т чугуна, 21 тыс. т длинного проката и 94 тыс. т труб. Поставки стальной продукции из США в Украину были незначительными (на уровне 208 т) и представлены преимущественно трубами.
Попытки нарастить экспорт украинской металлургической продукции в США сталкиваются с антидемпинговыми пошлинами, которые охватывают практически весь спектр стальной продукции. Именно торговые ограничения могут стать главным вызовом для восстановления производства украинских предприятий ГМК в ближайшей перспективе и препятствием для активизации торговли между нашими странами.
Торговый баланс
Несмотря на нынешний стратегический характер отношений США и Украины, показатели взаимной торговли товарами не являются значительными. Это связано не столько с географической отдаленностью и дорогой логистикой, как со сложным доступом на рынок США, дороговизной американской продукции и ограниченной способностью Украины предложить востребованные товары.
Баланс торговли товарами показывает значительное преобладание американского импорта – в финансовом выражении его в 5,5 раз больше, чем экспорта из Украины. Объем импорта из США в Украину в прошлом году составил 4,4% от общего показателя, что соответствует пятой позиции в списке крупнейших стран-источников импорта.
За последние два года объемы торговли товарами прогнозируемо упали. Импорт из США в промежутке между довоенным 2021-м и 2023 годом сократился в натуральном выражении на 72%, тогда как в денежном – всего на 14%. Украинский экспорт же упал на 70-85%, что во многом связано с логистическими трудностями и заблокированными портами.
В структуре импорта из США преобладают продукты питания, семена, химическая продукция и лекарства, различные потребительские товары, промышленные материалы, аппаратура, инструменты, механизмы и оборудование.
Самой крупной статьей импорта являются автомобили – в 2023 году их было ввезено на $722 млн. Также важное место занимают нефтепродукты ($306 млн), сжиженный газ ($74 млн) и уголь ($61 млн). С начала войны поставки в Украину угля и сжиженного газа значительно сократились – в 2021-м их импорт был на уровне $495 млн и $285 млн соответственно.
В структуре украинского экспорта преобладают продукция ГМК (чугун, трубы, в отдельные годы – железная и титановая руда), в незначительных количествах – агропродукция и продукты переработки, а также совсем несущественные поставки потребительских товаров, промышленной продукции и сырья.
Например, для компании «Интерпайп» рынок труб США играет важную роль.
«Мы присутствуем на рынке более 20 лет. В Хьюстоне, штат Техас, открыт офис компании North American Interpipe. «Интерпайп» предлагает американским потребителям широкий ассортимент труб для разведки, разработки и транспортировки нефти и газа. В наш портфель продукции входят линейные трубы, OCTG-трубы, с резьбовыми соединениями API, полупремиальными и премиальными соединениями, которые сертифицированы по уровню CAL IV. В 2022 году мы отгрузили 30% нашей продукции на рынок США», — отметил Денис Морозов, первый заместитель генерального директора «Интерпайп».
Частичные преференции
После начала войны развитые страны стали отменять торговые ограничения для украинского импорта, однако США не сильно поддержали этот тренд. Например, ЕС и Великобритания на год отменили все пошлины на импорт, тогда как США в мае 2022 года аннулировали только дополнительную пошлину в 25% по секции 232, которая продолжает действовать с 2018 года, для украинской металлопродукции.
«Отмена Соединенными Штатами секции 232 в условиях сохранения антидемпинговых пошлин является декларативной помощью Украине, так как импорт стальной продукции из Украины все равно остается заблокированным. Одна из пошлин на горячекатаный плоский прокат продолжает действовать с 1997 г. Ее ставка измеряется сотнями процентов», – отмечает аналитик GMK Center Андрей Глущенко.
Поначалу отмена пошлин по секции 232 вызвала у украинских металлургов рост оптимизма. Большие надежды на это решение возлагали трубные компании, доступ продукции которых на рынок США жестко регламентируется. В свою очередь «Метинвест» планировал выйти на американский рынок с квадратной заготовкой, сварными трубами, арматурой и катанкой. «АрселорМиттал Кривой Рог» так же высказывал большую заинтересованность в поставках на рынок США.
Однако впоследствии ввиду сохранения антидемпинговых пошлин роста поставок на американский рынок не произошло. По данным американской таможенной статистики, экспорт металлопродукции и ЖРС из Украины в США в прошлом году упал до 1.15 млн т по сравнению с 2,1 млн т в довоенном 2021-м. За тот же период экспортная выручка сократилась до $697 млн с $1,2 млрд.
Главным препятствием для наращивания поставок металлопродукции в США являются действующие уже по 10-20 лет пошлины, которые уже давно не актуальны. Мотивация введения антидемпинговых пошлин против украинской металлопродукции была стандартной – поставки продукции американским потребителям по более низким ценам по сравнению с рыночными. Эти ограничительные меры так никто не отменил.
Официально продолжает действовать антидемпинговая пошлина на горячекатаный плоский прокат в рулонах (90,3%) и горячекатаный плоский прокат не в рулонах (81,4 – 237,9%). Хотя в ходе войны были разрушены 2 крупных производителя плоского проката – ММК им. Ильича и «Азовсталь», поэтому нет даже потенциальной угрозы для США в виде значительного притока импорта плоского проката из Украины.
Другие действующие антидемпинговые пошлины США охватывают в основном продукцию компаний «Интерпайп» (трубы) и «АрселорМиттал Кривой Рог» (арматура и катанка).
«Несколько лет назад совокупный размер пошлин, действовавших на рынке США против продукции «Интерпайп», превышал 50%, что было, фактически, заградительным уровнем», — прокомментировал Денис Морозов.
В 2023-2024 гг. США обновили перечень ограничений – ввели окончательные антидемпинговые пошлины на OCTG-трубы (4,89%) и бесшовные трубы (4,99%) «Интерпайпа». Эти защитные меры действовали с июля-2014 и августа-2021 соответственно.
«Безусловно, в случае возвращения 25% пошлины, наши продажи в США существенно усложнятся», — добавил первый заместитель генерального директора «Интерпайп».
За последнее время США продлили защитные меры против катанки из Украины (34,98% – 44,03%, действовали с марта 2018 г.), которую, в том числе, производит и экспортирует «АрселорМиттал Кривой Рог». Относительно арматуры из Украины Министерство торговли США (DOC) провело ускоренный пересмотр, оставив антидемпинговую пошлину без изменений – на уровне 41,69% (действовала с сентября 2001 г.). Финальное решение станет известно после полного пересмотра, который проведет Международная торговая комиссия США (USITC).
Баланс торговли ГМК
Американский стальной рынок по ценовым параметрам является премиальным, однако из-за сильной политики протекционизма доступ на него для готового металлопроката из Украины крайне усложнен. Также и война внесла свои коррективы – экспорт продукции ГМК в прошлом году в США по сравнению с довоенным 2021 сократился примерно на 40-45% – до 1,15 млн т на сумму $697 млн. Отметим, что украинская таможенная статистика показывает падение в 10 раз. Доля Украины на рынке США всегда была крайне низкой, не превышала 1% всего импорта стали на американский рынок и не представляла опасности для местных производителей.
По данным американской таможенной статистики, основой статьей импорта из Украины является чугун – в прошлом году его поставки составили свыше 1 млн т. Единственной экспортной металлопродукцией с высокой добавленной стоимостью являются бесшовные трубы, поставщиком которых является «Интерпайп». Импорт украинских труб в США с начала войны снизился с 114,7 тыс. т в 2021-м до 93,7 тыс. т в прошлом году.
В структуре импорта из США преобладают трубы – их поставки в Украину в 2021-2023 гг. составляли 200-400 т. Явных экономических преимуществ от импорта американской металлопродукции для украинских потребителей нет, поэтому нет перспектив импорта на украинский рынок.
Американская мечта
Украинские экспортеры могут увеличить поставки на американский рынок без угрозы для местных производителей. Важнейшей предпосылкой для этого является стабильная работа морского коридора и внутренних логистических маршрутов. Самый высокий потенциал наращивания поставок существует в трубах и чугуне.
«Интерпайп» постоянно работает над расширением пула клиентов в США. Модель работы на рынке предполагает работу с дистрибьюторами, которые фактически выполняют функции департаментов снабжения нефтегазовых компаний. «Интерпайп» осуществляет поставки дистрибьюторам, но при этом проводит работу и с представителями добывающих компаний относительно нашей продуктовой линейки, качества продукции, инноваций. Чтобы дистрибьютор закупил определенный продукт, нужно, чтобы конечный потребитель знал бренд. Условия бурения в США усложняются, и мы видим необходимость расширения линейки. Сегодня на рынке востребованы high-tork соединения с повышенным операционным моментом. Т.е. продукт должен выдерживать большее усилие при скручивании в скважине. Для этого мы разработали новое соединение Intrepid-MT, которое при спуске можно вращать с большим усилием», — резюмировал Денис Морозов.
Что касается чугуна, ранее США импортировали чугун из Украины и РФ. В 2018-2021 гг. Украина поставляла туда 1,5-1,8 млн т чугуна в год, РФ в 2021-м – более 2 млн т. Поставки чугуна из России прекратились после мая 2022 г. и Украина могла бы заместить долю России на американском рынке чугуна. Кроме того, украинские производители проката могли бы увеличить использование простаивающих мощностей благодаря поставкам готовой продукции в США.
В любом случае американский рынок является важным для украинских производителей всех видов металлургической продукции: от катанки и арматуры до плоского проката и труб. В условиях, когда Украина и США являются геополитическими союзниками, не менее важно развивать и партнерские отношения в торговле.
Источник: https://gmk.center