Ведение бизнеса
Инвестиционные возможности
Металлургическая промышленность – основа украинской экономики. До полномасштабного вторжения РФ горно-металлургический комплекс обеспечивал около 10% ВВП Украины и 33% экспорта. Отечественный ГМК ориентирован на экспорт, поэтому на отрасль сильно повлияла блокада Черного моря российским военным флотом. Сейчас возможности экспорта металлургической продукции по железной дороге ограничены, а морские порты ЕС, на которые переориентировались металлурги, не способны обработать все украинские грузы.
После начала войны изменились экспортные пути украинской металлургии. Так, стала невозможной поставка железной руды в Китай, чугуна – в США, Италию и Турцию. Весь объем экспорта перенаправили в ЕС как конечным потребителям, так и для транзита. Доля стран ЕС в экспорте украинского чугуна и стали увеличилась с 34% в довоенные месяцы до 69% в апреле-сентябре 2022 года. Все 100% поставок железной руды приходятся на европейские страны, хотя до войны их доля составляла лишь 45%.
Основными направлениями экспорта продукции украинского ГМК стали Польша, Румыния и Словакия, которые используются как транзитные узлы для дальнейшей перевозки по морю или железнодорожным транспортом.
Металлургическая продукция транспортируется в ЕС по железной дороге (по состоянию на октябрь 2022 года – 55%) и морем, из порта Измаил (45%). В начале войны доля железнодорожных перевозок была выше.
Железнодорожные перевозки возможны через 13 пограничных переходов со странами Европы. Для экспорта украинской металлопродукции наиболее активно используют пять переходов: Чоп-Черная и Ужгород в Словакию, Изов и Мостиска-2 – в Польшу, Батево – в Венгрию. Суммарно на них приходится 94% экспорта по железной дороге.
Пик нагрузки на железнодорожную систему Украины пришелся на апрель-май 2022 года, когда в ЕС начали активно перевозить зерновые грузы. В частности, в апреле общий объем всех отгрузок составил около 3 млн т. С ростом объемов перевозок начала увеличиваться и очередь на границе, пик пришелся на июнь – более 40 тыс. вагонов. По данным украинских сталелитейных компаний, в этот период задержки грузов в очереди составляли до 60 дней.
Пограничные переходы стали узким местом, в частности из-за разницы в ширине колеи в Украине и Европе. По данным «Укрзалізниці» (УЗ), национального железнодорожного оператора, основной причиной очередей на границе оказалась невозможность принять необходимое количество грузов железнодорожными компаниями ЕС. Кроме того, проблемами стали очереди вагонов в портах ЕС, дефицит вагонов у европейских железнодорожников, ограниченная пропускная способность отдельных участков европейских железных дорог и дублирование процедур контроля в Украине и Европе.
По данным УЗ, суммарная номинальная пропускная способность всех пограничных переходов составляет более 3400 вагонов в сутки. По оценкам аналитиков GMK Center, фактическая пропускная способность равна 1800 вагонам в сутки (максимальный достигнутый суточный объем обрабатываемых перевозок с учетом всех сопутствующих факторов). Это означает, что текущий экспортный потенциал (максимальный объем перевозок в страны Европы по железной дороге) составляет около 3 млн т в месяц.
Чтобы уменьшить очереди на границах, с мая по сентябрь 2022 года УЗ ввела 16 конвенций в отношении перевозок стальной продукции. В то же время с 1 июля «Укрзалізниця» на 70% повысила тарифы на железнодорожные грузоперевозки.
Украинские компании ГМК сообщают, что по сравнению с довоенным периодом стоимость железнодорожных перевозок в Европу выросла на 330%. Этот фактор наряду с ухудшением конъюнктуры рынка привел к убыткам горнодобывающих компаний и последующей остановке ряда производств. В результате объем перевозок ЖРС через пограничные переходы в страны Европы в сентябре 2022 года снизился в 2,5 раза по сравнению с максимальным значением в апреле.
Сокращение объема железнодорожных перевозок улучшило ситуацию на пограничных переходах. Время задержки грузов на границе сократилось до 11 дней. По данным компаний, по состоянию на ноябрь 2022 года вся украинская металлургическая продукция доставляется европейским покупателям за 18 дней.
Однако сокращение задержек при пересечении границы является результатом снижения интенсивности движения, в частности благодаря «зерновому соглашению», заключенному в июле 2022 года. Украине удалось разблокировать экспорт зерна и других продуктов питания из трех морских портов – Одессы, Черноморска и Пивденного. Это ограничило поток этих грузов на железной дороге и предотвратило коллапс отечественной транспортной системы.
«В целом экспортный потенциал украинской железной дороги за время полномасштабной войны не изменился. Потенциал роста грузопотока от уровня сентября составляет около 1 млн т. Но с улучшением конъюнктуры мировых товарных рынков и ростом спроса на железнодорожные перевозки снова возникнет проблема ограниченной пропускной способности на границе», – отмечает главный аналитик. GMK Center Андрей Тарасенко.
Украинские морские порты закрыли в начале войны из-за минной опасности и военной угрозы со стороны Черноморского флота РФ. В настоящее время в стране продолжают работать только дунайские порты, но они имеют относительно небольшие мощности и не решают текущие логистические проблемы.
Украинские металлурги были вынуждены перенаправить грузопотоки в морские порты ЕС, в частности, в Румынию, Болгарию, Польшу, Хорватию, Германию. В результате среднее расстояние в порт отправки для украинских экспортеров увеличилось в пять раз, а стоимость доставки в порт назначения – в среднем в 3-4 раза.
«Среднемесячный объем экспорта металлургической продукции через морские порты снизился на 79% по сравнению с довоенным временем. Из общения с участниками рынка мы знаем, что европейские морские порты относительно малы и не могут справиться со всем объемом украинского экспорта. Это объясняет и очереди из железнодорожных вагонов, образующихся на границах Украины с ЕС. Учитывая существующие логистические ограничения, Украина не имеет предпосылок для наращивания производства металлургической продукции», – считает аналитик GMK Center Андрей Глущенко.
Блокировка морских портов приводит к значительным потерям экспорта черной металлургии Украины. По оценкам экспертов, ежемесячный объем таких убытков составляет $420 млн. Для страны все возможности увеличить производство и экспорт продукции черной металлургии связаны с разблокированием портов.
Источник: https://gmk.center/ua/