Ведение бизнеса
Инвестиционные возможности
Тема валютной либерализации активно обсуждалась на круглом столе «Проблемы экспортеров во время войны: вызовы регулирования», организованном GMK Center. В нем приняли участие представители металлургических компаний-экспортеров, экспертной среды, бизнес-ассоциаций и юристы компаний. К обсуждению присоединились Ferrexpo, Centravis, Interpipe, ArcelorMittal Кривой Рог, Национальная Ассоциация добывающей промышленности Украины, ЕБА и другие.
С началом полномасштабного вторжения НБУ ввел жесткие валютные ограничения с тем, чтобы сохранить финансовую стабильность в стране. Соответствующее постановление, принятое 24 февраля 2022 года, запрещало бизнесу выводить валюту за пределы Украины, и с такими препятствиями компании столкнулись впервые. Впрочем, постепенно регулятор стал их ослаблять.
В частности, в июле 2022 года правительство отменило перечень товаров критического импорта, введенный с началом большой войны. Нацбанк, в свою очередь, разрешил бизнесу покупать валюту и переводить средства по операциям по импорту товаров и увеличил предельные сроки расчетов по экспортно-импортным операциям. Однако сохранились ограничения на покупку валюты и трансграничные переводы для импорта услуг.
В июне прошлого года НБУ утвердил Стратегию смягчения валютных ограничений, переход к большей гибкости обменного курса и возврата к инфляционному таргетированию. Ее подготовка была одним из структурных маяков в рамках программы расширенного финансирования с Международным валютным фондом (МВФ), и он был выполнена.
Наконец в мае текущего года регулятор объявил о крупнейшем пакете шагов по валютной либерализации для предприятий с начала полномасштабной войны.
Его целью стало улучшение условий ведения бизнес-деятельности и выхода отечественного бизнеса на новые рынки, а также поддержка восстановления экономики и содействие поступлению новых инвестиций.
Большинство изменений вступило в силу с 4 мая, а возможность репатриировать «новые» дивиденды – с 13 мая.
Либерализация от НБУ касалась следующих направлений.
Для защиты макрофинансовой стабильности регулятор предусмотрел дополнительные условия для проведения таких операций:
Кроме того, НБУ смягчил ограничения по переводу иностранной валюты от представительств в пользу своих материнских компаний.
Как отметил глава НБУ Андрей Пышный в колонке для украинской редакции Forbes, общая «стоимость» валютной либерализации в этом году, учитывая принятые и дальнейшие потенциальные шаги, потребует почти $5,5 млрд валютных резервов. Однако она учтена в обновленном макроэкономическом прогнозе, предусматривающем сохранение международных резервов в 2024-2025 годах на уровне $43-44 млрд.
«К этому шагу мы тщательно готовились и осуществили смягчение валютных ограничений с позиции силы, когда все необходимые предпосылки сформировались. Риски для ритмичности международной помощи снизились, инфляция – низкая, международные резервы – на рекордных уровнях, ситуация на валютном рынке – контролируемая», – подчеркнул Пышный.
Во время встречи с Американской торговой палатой в Украине и Европейской Бизнес Ассоциацией (ЕБА) Пышный объяснил, что регулятор тщательно выбирал каждый из шагов, взвесив приоритеты, озвученные бизнесом, и возможности страны.
Как пример одного из самых частых запросов бизнес-сообщества, он назвал снятие ограничений на импорт услуг. По данным февральского опрос ЕБА «очень актуальными» эти изменения назвали 88% респондентов. На втором месте была репатриация дивидендов – 71% опрошенных.
Пышный считает вполне адекватным ежемесячный лимит для репатриации «новых» дивидендов в €1 млрд в эквиваленте и ежеквартальный лимит в €1 млн для обслуживания просрочки по «старым» долгам.
«Мы понимаем, что «старые» долги – вызов для предприятий. Однако валютный ресурс страны ограничен, поэтому мы пока не можем дать возможность бизнесу и обслуживать, и погашать такие кредиты без ограничений. Это бы сгенерировало многомиллиардный спрос на валюту, что подвесило бы курсовую устойчивость и макрофинансовую стабильность», – отметил глава НБУ.
Крупные украинские компании неоднократно указывали, что валютная либерализация – одна из важных предпосылок развития для развития бизнеса, ориентированного на экспорт. В частности, это в марте на саммите Саммите экспортеров Forbes «Made in Ukraine» подчеркнул гендиректор «Метинвеста» Юрий Рыженков . По его словам, таким образом появится возможность улучшить инвестиционный климат и продолжить инвестиции в страну. «Если мы не будем внедрять какие-либо способы возврата инвестиций, то мы не сможем их привлекать в Украину», – отметил он.
Важность валютной либерализации для отечественного бизнеса, которая позволила бы компаниям репатриацию процентов по «старым» долговым обязательствам и привлечению нового капитала во время Саммита экспортеров отметил и Евгений Осипов, гендиректор агрохолдинга «Кернел». Также он указал на необходимость решения вопроса валютного контроля при экспорте в аграрной отрасли. Это позволило бы бороться с «серыми» схемами, которые дают возможность невозврата валюты в страну.
В то же время, в энергокомпании ДТЭК объясняли, что без решения проблем обслуживания международных долгов Украина не сможет получить иностранные инвестиции в генерирующие мощности. Об этом во время мартовской дискуссии DiXi Group рассказал генеральный директор ДТЭК Энерго Ильдар Салеев. Тогда он поставил проблему валютной либерализации в ряд трех основных вызовов следующей зимой – наряду с усилением физической защиты энергообъектов и задолженностью балансирующего рынка.
Александр Водовиз, руководитель офиса генерального директора группы «Метинвест», на апрельской конференции, организованной «ЭП», назвал валютные ограничения одним из факторов, сдерживающих восстановление Украины.
По его словам, компания проводит переговоры с международными инвесторами по привлечению средств в проекты развития и модернизации. Однако во время них всегда возникает вопрос механизма возврата инвестиций.
«Нам предлагают составить график выплат, но мы не можем на законодательном уровне вернуть вложенные средства, поскольку у нас запрещен вывод валюты за границу», – отмечал он.
По мнению Александра Водовиза, пока существует такое ограничение, рано можем говорить о построении новых предприятий и даже об большой реконструкции старых.
Вопрос способности обслуживать обязательства по внешним кредитам и еврооблигациям остается крайне актуальным для крупного украинского бизнеса, который ищет пути получения определенных исключений.
Так, в феврале текущего года правительство обратился в НБУ с просьбой разрешить продажу валюты крупным украинским компаниям и холдингам и дальнейшее ее перечисление для расчетов по еврооблигациям и с западными кредиторами.
В список компаний, о которых ходатайствовал Кабмин, в частности, вошли «ВФ Украина» (Vodafone), компании производителя стальных труб и железнодорожной продукции «Интерпайп», горно-металлургической группы «Метинвест», агрохолдинга «Кернел» и трех холдингов ДТЭК. В общей сложности таких ходатайств было 15 для многих системных компаний и экспортеров
В приложениях к распоряжению говорилось, что эти решения позволят сохранить доверие инвесторов, позволят компаниям, многие из которых являются крупными экспортерами, сохранить валютные средства, обеспечить их эффективную и более стабильную работу в будущем. Также отмечается, что у компаний есть кредиты в западных банках или являются эмитентами выпуска еврооблигаций.
Последнее слово тогда оставалось за НБУ, однако регулятор не торопился принять решение.
Несмотря на ограничения, бизнес находил возможности обслуживать свои долги, однако в той или иной мере они иссякли.
Например, как говорится в материале ЭП, за два года полномасштабного вторжения «Метинвест» использовал более $500 млн собственных оборотных средств на обслуживание еврооблигаций. Это стало возможным, прежде всего, благодаря оборотному капиталу материнской и международной торговой компании группы.
«Интерпайп» с февраля 2022-го, объяснили изданию в компании, принимал все возможные меры для стабильной финансовой деятельности и расчетов с кредиторами. Однако, наконец, исчерпал внутренние резервы для обслуживания своих кредитных обязательств и находится на грани дефолта из-за валютных ограничений, установленных Нацбанком (при наличии достаточных собственных финресурсов и собственной валюты).
Отметим, что в апреле этого года Нацбанк обновил нормы , регулирующих процедуру предоставления отдельных разрешений на проведение валютных операций при поступлении ходатайств от Кабмина. Если ранее обращения правительства были ключевым основанием для принятия отдельного решения, то с 20 апреля регулятор также будет в значительной степени ориентироваться на собственный анализ возможных последствий таких шагов. В частности, НБУ будет принимать во внимание, согласуется ли это с целью обеспечения макроэкономической, финансовой и внешней стабильности, а также Стратегией смягчения валютных ограничений.
Украинское бизнес-сообщество приветствовало шаги НБУ в направлении валютной либерализации, говорится в сообщении ЕБА. Однако отмечается, что крайне важно ее продолжение.
Немаловажным для бизнеса остается расширение установленных лимитов и условий по выплате дивидендов и процентов по «старым» задолженностям. Как отмечают в Европейской Бизнес Ассоциации, ряд ограничений по их оплате не позволит компаниям воспользоваться инструментом обслуживания платежей по еврооблигациям.
Несмотря на внедрение крупного пакета смягчений со стороны НБУ, вопрос возможности крупных экспортоориентированных отечественных компаний обслуживать иностранные кредиты не снят с повестки дня.
«На самом деле сейчас все украинские компании, получавшие кредиты в довоенное время, такой возможности не имеют, и в первую очередь я имею в виду частный бизнес. Если посмотреть на меры по либерализации валютных ограничений, которые принял НБУ, мы видим целый ряд послаблений в части для госпредприятий, которые могут обслуживать кредиты на определенных условиях. Одно из последних изменений также касалось возможности обслуживать новые кредиты. Но вопрос состоит в том, что украинские компании получали кредиты еще до войны, и они никак не могут воспользоваться тем, что предлагает НБУ», – рассказала Наталья Сидорук , GR-директор «Интерпайп», на круглом столе GMK Center, посвященном вызовам регулирования для экспортеров во время войны.
Она также отметила, что все это происходит на фоне постоянных призывов чиновников инвестировать в Украину.
«Мы должны осознавать, что иностранные инвестиции в Украину, по моему мнению, пока не зайдут и не будут заходить в больших объемах в ближайшие годы. Так что за украинскую экономику будут отвечать украинские компании. И если мы не будем поддерживать украинский бизнес, который может принести эти деньги в страну, сложно прогнозировать, до чего это дойдет в такой ситуации», – подчеркнула Наталья Сидорук.
Олег Крикавский, директор по связям с госорганами ArcelorMittal Кривой Рог, во время круглого стола высказал мнение, что есть вопрос жесткого регулирования на период военного положения, и очевидно, что какой-либо фундаментальной либерализации валютного законодательства ожидать не стоит. Однако, учитывая ситуацию, небольшие сдвиги все же есть.
Невозможность осуществления выплат несет риски дефолта системных компаний отечественной экономики из-за невозможности выполнить долговые обязательства. Как напоминают в ЕБА, это окажет негативное влияние на репутацию на международном финансовом рынке не только отдельных компаний, но и Украины в целом.
Источник https://gmk.center/