Украинский рынок рафинированного подсолнечного масла

Производство рафинированного подсолнечного масла в Украине не имеет четкой тенденции к росту из-за высокой зависимости от импортного спроса и отсутствия положительной динамики во внутреннем потреблении данного продукта. В разные сезоны на долю данного продукта от общего производства подсолнечного масла приходилось от 11% до 13% в зависимости от урожая подсолнечника, рентабельности производства, импортного спроса и других факторов. При этом вследствие сокращения общего производства масла в 2021/22 МГ доля рафинированного продукта возросла до 14%.

Пик производства рафинированного масла пришелся на 2019/20 МГ – 918 тыс. тонн. Но в 2021/22 МГ, второй сезон подряд, наблюдалось сокращение производства рафинированного масла, которое составило, по предварительным оценкам, около 698 тыс. тонн (-5% к 2020/21 МГ).

На внутренние нужды от общего предложения рафинированного подсолнечного масла до 2019/20 мг включительно назначалось в среднем около трети, а в 2020/21 МГ, из-за войны и существенных миграционных процессов, доля внутреннего потребления, по оценкам экспертов, сократилась до 26%.

Значительного прироста экспорта продукта в течение нескольких последних сезонов тоже не фиксировалось, при этом экспортная статья остается в распределении основной.

Максимум в экспорте, в соответствии с производством, наблюдался в 2019/20 МГ – 666 тыс. тонн.

Стоит отметить, что в начале прошлого сезона из Украины фиксировался рост экспорта рафинированной фасованной продукции, что объяснялось повышением стоимости энергоносителей и соответственно – стоимости производства рафинированной и фасованной продукции в мире, в частности в Европе, что существенно повлияло на привлекательность украинской продукции. Как следствие, с ноября 2021 г. месячные темпы отгрузки украинского масла начали превышать показатели предыдущего года. В январе т.г. месячный экспорт превзошел показатель указанного месяца прошлого года на 54%, а уже в феврале сократился из-за блокирования портов.

После начала войны, из-за логистических сложностей, спрос присутствовал в основном как раз-таки на рафинированную и фасованную продукцию, что способствовало достаточно быстрому восстановлению экспорта данной продукции.

Уже в апреле, по оперативным данным, было отгружено около 27 тыс. тонн (в 3 раза больше показателя февраля), а в мае – 47 тыс. тонн (+73% к апрелю).

По оперативным данным, по итогам сезона-2021/22, несмотря на сокращение экспорта подсолнечного масла в целом на 15%, объем отгрузки на внешние рынки рафинированной продукции вырос на 4%, составив 511 тыс. тонн, что стало вторым по величине показателем за всю историю экспорта рафинированного масла.

Около 44% от всего объема импортировали страны Евросоюза, или 223 тыс. тонн, что в 2 раза превышает показатель предыдущего сезона. Таким образом, существенно увеличив закупки из-за войны в Украине, ЕС остался ключевым импортером украинского рафинированного подсолнечного масла.

Также в сезоне-2021/22 увеличили импорт украинского рафинированного продукта США (+14%), Израиль (+30%), а также Саудовская Аравия (+62%).

В то же время сокращение вне ряда ключевых направлений было обусловлено усложненной логистикой из Украины после начала войны.

С открытием зернового коридора и увеличением отгрузки подсолнечного масла наливом из глубоководных портов на более отдаленные рынки, которые традиционно импортируют нерафинированный продукт, доля в экспорте рафинированной продукции в сезоне-2022/23 может сократиться. Однако, учитывая дальнейшее удорожание энергоносителей, ожидается стабильно высокий спрос со стороны традиционных покупателей рафинированного масла.

Но значительно нарастить производство данного продукта на украинских предприятиях или хотя бы удержать на среднестатистическом за несколько сезонов уровне сейчас не позволяет кризис в энергетическом секторе Украины. Даже при условии улучшения ситуации в ближайшее время, лимиты на использование электроэнергии на промышленных предприятиях продолжат действовать. Кроме того, сохраняется угроза повторных ракетных обстрелов критической инфраструктуры страны.

Находясь в достаточно сложных условиях, перерабатывающий сектор довольно ограничен относительно конкуренции на сырьевом рынке с экспортерами масличной. С начала нового сезона фиксируется дальнейшее увеличение экспорта в ЕС семян подсолнечника, что в результате также весьма существенно повлияет на общий объем производства и экспорта подсолнечного масла в Украине.

Таким образом, среди ключевых факторов, которые будут влиять на рынок рафинированного подсолнечного масла, стоит выделить рентабельность производства данной продукции, ситуацию в энергетическом секторе, темпы и объемы экспорта подсолнечника, а также дальнейшую работу «зернового коридора».

Источник: https://www.apk-inform.com/uk