Ведение бизнеса
Инвестиционные возможности
Из-за блокирования морских портов Украина не может экспортировать нужный объем зерна. Чтобы вывезти имеющиеся на хранении 22 млн т, при нынешней логистике нужно 3-4 месяца. Но уже через месяц начнется сбор урожая-2022, который тоже нужно закладывать на хранение. По словам экспертов, эта ситуация видоизменит элеваторный рынок в Украине.
Как рассказал директор предприятия «ПроектКонтактСервис» Анатолий Куприевич во время конференции «Стратегии развития отрасли хранения зерна в военное и послевоенное время», все технологические решения в элеваторной отрасли привязаны к украинским реалиям и климатическим условиям. Например, одна из характерных для Украины особенностей — строительство мощных зерноочистительных узлов на зернохранилищах для качественной очистки зерна.
Но война изменила ситуацию в элеваторной отрасли, и сегодня «ПроектКонтактСервис», кроме стандартных задач, занимается проведением экспертизы состояния поврежденного оборудования в результате военных действий, определяет степень повреждений, составляет акты и дает рекомендации, разрабатывая конструкторские решения по востановлению технологий для скорейшего запуска элеватора в работу.
«Из-за войны россии в Украине мы сегодня имеем поврежденное обородувание и силосы. Например, в Арцизе от прилета ракеты ударной волной снесло три силоса, повредило транспортную галерею. Также пострадал элеватор под Николаевом. Таких объектов по Украине много», — отмечает Анатолий Куприевич.
Как варианты быстрого востановления потеряных емкостей, эксперт предлагает рассмотреть быстровозводимые модульные хранилища. Но для этого нужно решать вопрос с металлом, который сейчас не производится в Украине.
Анатолий Куприевич убежден, что после победы Украины рынок хранения будет двигаться в направлении ухода от больших элеваторов к малым. Но для отгрузки в портах в любом случае нужны накопительные емкости.
«Новые емкости для хранения будут строиться с учетом минимизации затрат на транспортную перевозку собранного урожая, и зерно будет храниться там, где оно производится. Эта идеология реализована в США: фермер вырастил урожай и хранит его у себя до продажи» — отметил Анатолий Куприевич, директор предприятия «ПроектКонтактСервис»
Преимуществом небольших элеваторов является минимальное количество транспортных систем, а крупный элеватор включает в себя большую и дорогостоящую инфраструктуру.
О необходимости создавать элеваторную независимость мелких и средних фермеров на местах, строить небольшие элеваторы на 10-15 тыс. т хранения говорит и учредитель компании Penta Group Александр Ярмак.
По его мнению, в каждом регионе должно быть до 15 небольших элеваторов и 2-3 элеватора на 40-50 тыс. т хранения для фермеров с большим земельным банком. При этом сухие порты должны размещаться ближе к европейским границам, их объем должен составлять 100-150 тыс. т единовременного хранения.
«Все понимают, что разблокирование портов — это вопрос не одного дня и месяца, и может, даже не этого календарного года. При нынешних обстоятельствах в идеале из Украины можно вывозить до 3 млн т зерна в месяц. Вопрос хранения остается открытым, пока не разблокируют морскую логистику», — уверен Александр Ярмак.
По его словам, выходом из сложившейся ситуации может быть развитие переработки и животноводства, чтобы повысить потребление зерновой групы внутри страны. Но даже это в комплексе не решит проблему хранения.
«Бизнес в нашей сфере сегодня практически остановился, мы работаем на 10-15% от наших возможностей. Заканчиваем несколько проектов 2021 года. К сожалению, сейчас не строим новые элеваторы, занимаемся разработкой трех проектов, по которым инвесторы готовы двигаться дальше. Запланировано, что оближе к осени начнем их строительство», — рассказывает Александр Ярмак.
Он отмечает, что на самом деле строительство элеватора не так страшно, как кажется. Но сейчас оптимальным решением для агропроизводителей является добавление мощностей хранения на уже существующие элеваторы.
«Это можно осуществить за 3-4 месяца, то есть, успеть к поздним зерновым. Для добавления 50 тыс. т хранения на существующие элеваторы достаточно 60 рабочих. Стоимость — $150 на 1 т хранения. Если говорить о строительстве нового элеватора, то минимум через 6 месяцев можно дать зерно в первую емкость, а закончить полностью проект можно через 8 месяцев. Построить новый элеватор обойдется в $250 на 1 т хранения» — отметил Александр Ярмак, учредитель компании Penta Group
Также он добавляет, что проблем с поставкой в Украину автомобильным транспортом элеваторного оборудования из Турции, Канады сегодня нет. Но после 24 февраля подорожало оборудование, металл, цемент и услуги: в среднем цена на все составляющие поднялась на 20-30%.
«И главный вопрос — гарантии для инвестора. Это можно решить, попросив страны-производители элеваторного оборудования предоставить его Украине в виде товарного кредита. Сельхозпроизводители смогут проинвестировать само строительство объектов, а государство подумает над механизмом гарантирования защиты активов», — предлагает решение по увеличению мощностей для хранения Александр Ярмак.
Источник: https://agroportal.ua/