Ведение бизнеса
Инвестиционные возможности
Потоки прямых иностранных инвестиций (ПИИ) восстановились до допандемического уровня в 2021 году, достигнув $1,58 трлн, что на 64% больше, чем в 2020 году. Однако перспективы на этот год более мрачные, сообщает ЮНКТАД в «Докладе о мировых инвестициях в 2022 году».
В разделе, «Международные налоговые реформы и устойчивые инвестиции», говорится, что для того, чтобы справиться с обстановкой неопределенности и неприятия рисков, развивающиеся страны должны получить значительную помощь от международного сообщества.
«Потребность в инвестициях в производственный потенциал, в достижение Целей устойчивого развития (ЦУР), а также в смягчение последствий изменения климата и адаптацию к ним огромна. Текущие инвестиционные тенденции в этих областях нельзя назвать однозначно положительными. Важно, чтобы мы действовали сейчас. Несмотря на то, что страны сталкиваются с очень тревожными неотложными проблемами, вытекающими из кризиса прожиточного минимума, важно, чтобы мы могли инвестировать в долгосрочную перспективу», — заявила Генеральный секретарь ЮНКТАД Ребека Гринспан.
Три квартала глобального роста ПИИ в 2021 году пришлись на развитые экономики
После низкого уровня, достигнутого в 2020 году, глобальные ПИИ выросли в прошлом году благодаря стремительному росту активности в сфере слияний и поглощений (M&A) и быстрому росту международного проектного финансирования, вызванного свободным финансированием и крупными пакетами мер по стимулированию развития инфраструктуры.
Хотя от восстановления выиграли все регионы, почти три четверти роста было сосредоточено в развитых странах, где потоки ПИИ выросли на 134%.
Потоки в развивающиеся страны выросли на 30% до $837 млрд — самого высокого уровня за всю историю наблюдений — в основном за счет сильного роста в Азии, частичного восстановления в Латинской Америке и странах Карибского бассейна и подъема в Африке. Доля развивающихся стран в глобальных потоках оставалась чуть выше 50%.
Компонент реинвестированных доходов ПИИ — прибыль, остающаяся в зарубежных филиалах многонациональных компаний — обеспечил основную часть глобального роста, отражая рекордный рост корпоративной прибыли, особенно в развитых странах.
В 2021 году в десятку ведущих стран по притоку ПИИ входили США, Китай, Гонконг (Китай), Сингапур, Канада, Бразилия, Индия, Южная Африка, Россия и Мексика.
Перспективы глобальных ПИИ на 2022 год
В этом году деловой и инвестиционный климат резко изменился, поскольку война в Украине привела к тройному кризису — высоким ценам на продовольствие и топливо и ограничению финансирования. Другие факторы, омрачающие перспективы ПИИ, включают возобновление воздействия пандемий, вероятность повышения процентных ставок в ведущих странах, негативные настроения на финансовых рынках и потенциальную экономическую рецессию.
Несмотря на высокие прибыли, инвестиции транснациональных компаний в новые проекты за рубежом в прошлом году все еще были на одну пятую ниже допандемического уровня. В развивающихся странах стоимость новых проектов осталась на прежнем уровне.
Признаки ослабления уже появляются в этом году. Предварительные данные за первый квартал свидетельствуют о том, что объем объявлений о новых проектах снизился на 21% по всему миру, активность трансграничных слияний и поглощений снизилась на 13%, а объем международных сделок по финансированию проектов снизился на 4%.
«ЮНКТАД прогнозирует, что импульс роста в 2021 году не удастся сохранить и что глобальные потоки ПИИ в 2022 году, скорее всего, будут двигаться по нисходящей траектории, в лучшем случае оставаясь на одном уровне. Однако даже если потоки останутся относительно стабильными в стоимостном выражении, новая проектная деятельность, вероятно, больше пострадает от неуверенности инвесторов», — подчеркивается в докладе.
Вариации ПИИ по регионам: Африка, Азия и Латинская Америка
В прошлом году объем ПИИ в Африке достиг рекордных 83 млрд долларов США, но на этот показатель существенно повлияла одна внутренняя финансовая операция в Южной Африке во второй половине 2021 года. Потоки выросли в Южной Африке, Восточной Африке и Западной Африке, в то время как в Центральной Африке они остались на прежнем уровне, а в Северной Африке упали.
В развивающейся Азии, на которую приходится 40% глобальных ПИИ, потоки увеличились в 2021 году третий год подряд до рекордно высокого уровня в 619 млрд долларов США. ПИИ в Китай выросли на 21%, в Юго-Восточную Азию — на 44%, а в Южную Азию — наоборот, упали на 26%, поскольку потоки в Индию сократились до 45 млрд долларов.
В 2021 году ПИИ в Латинскую Америку и Карибский бассейн выросли на 56%, причем рост в Южной Америке составил 74%, чему способствовал повышенный спрос на сырьевые товары и полезные ископаемые.
Для структурно слабых, уязвимых и малых экономик ПИИ выросли на 15% до 39 триллионов. Однако приток в наименее развитые страны, развивающиеся страны, не имеющие выхода к морю, и малые островные развивающиеся государства вместе взятые составил лишь 2,5% от общемирового объема в 2021 году по сравнению с 3,5% в 2020 году. Воздействие пандемии усилило хрупкость, а инвестиции в сектора, имеющие отношение к ЦУР, продолжали снижаться. Особенно это коснулось продовольствия, сельского хозяйства, здравоохранения и образования.
«В 2022 году ожидается, что на потоки ПИИ в развивающиеся экономики сильно повлияет война в Украине и ее более масштабные последствия, а также макроэкономические факторы, включая рост процентных ставок. Фискальное пространство во многих странах значительно сократится, особенно в развивающихся странах, импортирующих нефть и продовольствие», — говорится в докладе.
Инвестирование в Цели устойчивого развития
После значительного спада в первый год пандемии международные инвестиции в ЦУР подскочили на 70% в прошлом году. Однако основной рост инвестиций пришелся на возобновляемые источники энергии и энергоэффективность, где стоимость проектов более чем в три раза превысила допандемический уровень.
«Хотя восстановление в 2021 году в денежном выражении является позитивным, инвестиционная активность в большинстве секторов, связанных с ЦУР, в развивающихся экономиках, если судить по количеству проектов, остается ниже допандемического уровня. В развивающихся странах Азии инвестиции в сектора, имеющие отношение к ЦУР, значительно выросли». «Стоимость международного проектного финансирования в этих секторах выросла на 74% до 121 млрд долларов США, в основном благодаря высокому интересу к возобновляемым источникам энергии», — говорится в отчете.
Международное проектное финансирование приобретает все большее значение для инвестиций в достижение ЦУР и борьбу с изменением климата. Некоторые позитивные шаги сделанные в этих областях в 2021 году могут быть реализованы в этом году.
В прошлом году объем объявленных сделок по международному проектному финансированию достиг рекордного уровня — 1262 проекта, а их стоимость увеличилась более чем в два раза и составила 656 млрд долларов США.
Объем инвестиционных продуктов, ориентированных на устойчивое развитие, на мировых финансовых рынках вырос на 63% по сравнению с 2020 годом, поскольку правительства стран мира стремятся разработать нормативную базу для устойчивого финансирования.
В отчете также говорится, что введение глобального минимального налога на прямые иностранные инвестиции будет оказывать важное влияние на международный инвестиционный климат. Ожидается, что как развитые, так и развивающиеся страны выиграют от увеличения сбора доходов.
Источник: www.unctad.org