10 глобальных трендов, которые определят развитие пищепрома в 2021 году

В 2021 году  индустрия  растительных аналогов продукции животноводства будет набирать обороты, а потребители будут становиться все более сознательными и внимательными как к собственному здоровью, так и к окружающей среде. Такой прогноз для Forbes.com сделал Брайан Кейтман, соучредитель и президент Reducetarian Foundation – некоммерческой организации, занимающейся сокращением потребления продуктов животного происхождения. Он сформулировал 10 основных трендов, которые определят будущее глобального пищепрома на ближайший год.

Сокращение применения пластиковой упаковки

Полезная, произведенная с минимальным влиянием на экологию продукция, спрос на которую растет который год, не может быть упакована в пластик, не подлежащий переработке и загрязняющий окружающую среду.

В авангарде тренда на экоупаковку (чуть затормозившегося из-за роста сервиса доставки готовой еды, обычно предусматривающего одноразовые наборы приборов) стоит индустрия  производителей веганских продуктов и косметики, произведенной без тестирования на животных. Потребители этой категории товаров придирчивы ко всем деталям и заставляют бизнес меняться.

Количество пластика, произведенного в первые 10 лет этого века, приблизится к общему объему за все прошлое столетие. В 2018 году в мире было произведено почти 360 млн тонн пластика.

Биоразлагаемая упаковка – это фактически безальтернативное будущее, и вопрос только в том, когда оно наступит в разных странах. Потенциал рынка экологичной упаковки оценивается в $413 млрд к 2027 году.

В Украине двигателями тренда ожидаемо оказались транснациональные компании, у которых экополитика уже давно утверждена на глобальном уровне. McDonald’s объявил, что к 2025 году вся его гостевая упаковка будет поступать из возобновляемых, переработанных или сертифицированных источников. PepsiCo стремится к 2025 году сделать 100% своей упаковки пригодной для вторичной переработки, компостирования или биоразложения. До 2025 года 100% упаковки продукции «Хенкель» должно подлежать переработке и вторичному использованию, а к 2040-му компания хочет стать компанией с нулевым углеродным следом.

В Верховной Раде зарегистрирован законопроект о материалах и предметах, контактирующих с пищевыми продуктами. Помимо изменения требований к маркировке, он предусматривает обновленную систему переработки пластиковых материалов.

Маркировка углерода

Указание степени влияния на окружающую среду (углеродного следа) на упаковке продуктов пока кажется почти нереальной идеей, но такое же отношение сначала было и к инициативе указывать калорийность продуктов

Исследования показывают, что потребителю не все равно, какой ценой для природы продукт попал в коробку. Сейчас указание углеродного следа – частная инициатива некоторых компаний, как правило, задействованных в производстве продуктов для веганов, получившая наибольшее распространение в багатых странах. В Стокгольме  компания Felix открыла The Climate Store – магазин, цены в котором  обратно пропорциональны углеродному следу продуктов.

В Украине тренд поддерживают опять-таки транснациональные компании, которые реализуют глобальную политику на всех рынках присутствия. Так, детальную информацию о своей деятельности по уменьшению углеродного следа, в частности, предоставляет Carlsberg Ukraine.

Приготовление простых блюд дома и спрос на заготовки для них

По данным FMI Foundation, 40% американцев сообщили, что с начала пандемии готовят больше, чем обычно. Это логичное следствие локауна и карантина, и, скорее всего, новая потребительская привычка сформировалась надолго.

До пандемии доставка готовых пищевых наборов активно развивалась в сегменте сторонников ЗОЖ, которые планировали и просчитывали свой рацион, но вынужденное сидение дома расширило популярность этой услуги.

Ожидается, что рынок услуг по доставке наборов еды будет расти со среднегодовым темпом более 18% в период с настоящего момента до 2024 года.

В Украине, где есть давние и богатые традиции приготовления пищи дома, формат доставки также развивается, но меньшими, чем глобальные, темпами. Также тренд сдерживает существенно снизившийся уровень благосостояния населения.

Ренессанс ресторанной индустрии

Рестораторы – одна из наиболее пострадавших категорий бизнесменов в период пандемии.  Закрытие, комендантский час, ограниченные часы работы, сокращение посадочных мест – все это давало не много шансов на выживание. Прогнозируется, что по мере ослабления карантинных ограничений (правда, пока никто не может дать четкого ответа, когда это произойдет) питание вне дома ожидает перерождение. Согласно опросам, более половины (до 55%) американцев испытывают «кулинарную усталость» из-за того, что готовят еду день за днем.

Согласно исследованию, за период карантина, введенного в Украине из-за пандемии, закрылся каждый четвертый ресторан. Услуга доставки не компенсировала проседание: она «отыграла» лишь до 5% от общей прибыли.

Тем не менее даже в разгар пандемии рестораторы оглашали планы о запусках новых проектов или ребрендинге уже существующих. Другое дело, что большинство новых проектов – с демократичным уклоном.

Появление искусственной (растительной) рыбы

Курица на растительной основе пережила бум популярности в 2020 году. Daring Foods выпустила свои «куриные кусочки» на растительной основе, а SIMULATE Foods – веганские куриные наггетсы Nuggs 2.0. Примечательно, что это продукты не только для принципиальных веганов, но и для широкой аудитории  – например, для тех, кто хочет снизить  потребление холестерина.

2021 год будет годом искусственной рыбы и веганских рыбных продуктов.  Good Catch и Sophie’s Kitchen уже запустили производство «тунца» без рыбы.

В Украине индустрия растительных аналогов животноводческой продукции отстает на два шага.  Украинские игроки пока осваивают только первый этап – производство растительного фарша/котлет, самый простой продукт с точки зрения идентичности структуры натуральному. С уверенностью можно сказать, что растительная рыба нам пока грозит только в формате импорта.

Новые альтернативы яйцам

В 2020 году резко выросли и расширились альтернативы веганским яйцам. Такой продукт  (JUST Mayo – JUST Egg) уже доступен в американской рознице, и производитель наращивает масштабы, строя предприятие стоимостью $120 млн в Сингапуре, чтобы удовлетворить потребности азиатского рынка. Канадский производитель Noblegen производит порошкообразный продукт на основе водорослей «яйцо». Тренд подогрело исследование, согласно результатам которого чрезмерное потребление яиц может приводить к диабету второго типа.

В Украине Олег Бахматюк может спать спокойно – позициям его холдинга тренд  на заменители яиц вряд ли в ближайшее время угрожает.

Пока самый большой прорыв в сегменте яичной продукции на украинском рынке – жидкие яйца, освобожденные от скорлупы и перемешанные.

Использование новых растений для производства животноводческих аналогов

На рынке растительной продукции появляются новые сегменты.  Кроме уже привычных миндального, овсяного, рисового и соевого молока, производители осваивают переработку новых растений.  Эксперты прочат успех новым видам орехового молока, в первую очередь из фундука.

Кокосовое масло популярно уже несколько лет, а в последнее время в магазинах появились аналоги из авокадо, конопли, макадамии, тыквенных семечек. 

Как и в случае с растительным мясом, в Украине сегмент  растительного молока на несколько шагов отстает от глобальной индустрии, так что пока производители сосредоточены на переработке в «молоко» уже привычных миру сои, гречки и миндаля.

Витаминизация

Таблетированные витамины  переходят в новую форму. Потребитель не хочет «два раза вставать» и предпочитает получать полезные добавки вместе с пищей.  В прошлом году все больше производителей продуктов питания начали обогащать витаминами свои товары, причем даже те, которые не ассоциируются с правильным питанием. Например, Sourse насыщает свои шоколадные конфеты B-12 и растительным коллагеном.

В Украине можно заметить отзвуки этого тренда, хоть и не такие масштабные: молочные продукты зачастую «кальцинируют», а в батончиках для здорового питания и иногда даже в печенье заявлена значительная часть таблицы Менделеева. С натяжкой к этому тренду можно отнести появившийся недавно кефир с лавандой, который должен помочь потребителю заснуть.

Адаптогены

Самое модное слово среди приверженцев ЗОЖ. Адаптогены – это вещества, которые помогают противодействовать воздействию стресса на центральную нервную систему, стимулируют гомеостаз и теоретически обладают антидепрессивным действием. В США адаптогены добавляют в кофе, протеиновые батончики и т. д. За счет легкого стимулирующего эффекта они могут стать полезной заменой алкоголю.

В Украине об этом тренде можно сказать коротко: «Нет, не слышали».

Но тренд на здоровое питание устойчив, так что у адаптогенов есть шансы стать популярными – при условии качественной маркетинговой кампании, объясняющей, что это такое. 

Регенеративное сельское хозяйство – новый золотой стандарт

Просветительские кампании о последствиях изменения климата принесли свои плоды. Потребители хотят знать, насколько ответственны компании, за продукцию которых они платят деньги. Уже недостаточно того, чтобы еда минимально воздействовала на окружающую среду – теперь производитель должен помогать природе. В регенеративном сельском хозяйстве используются методы, которые обогащают почву, – например, севооборот и покровные культуры.

Для бедных стран, производящих в основном сырьевые культуры (и таким образом  не рискующих встретится с осуждающим потребителем лично), этот тренд пока не совсем понятная роскошь. Кроме того, организовать такой подход проще в небольшом хозяйстве с высокомаржинальной продукцией, а не на площади в 100 000 га, отведенной условно под сою.

Поэтому тренд скорее всего проявит себя в небольших фермерских хозяйствах, занятых в производстве ягод или органики, чья продукция ориентирована на экспорт.

Источник: https://mind.ua/