Ведение бизнеса
Инвестиционные возможности
НБУ и правительство по-разному смотрят на вероятную инфляцию в 2023 году. Прогнозы существенно отличаются: почти 21% против 28%. Это создает риск выполнения госбюджета и дополнительную неопределенность для бизнеса. Почему возникает такое расхождение и как предпринимателям строить планы на следующий год?
Среди перечня основных рисков 2023 года, волнующих украинский бизнес, цены на сырье и энергоносители занимают две из первых пяти позиций, свидетельствует исследование Европейской Бизнес Ассоциации и Gradus Research.
Именно энергоносители будут основным фактором, из-за которого второй год подряд у украинской экономики будет инфляция более 20%, говорится в октябрьском инфляционном отчете НБУ. Прогноз Нацбанка на 2023-й – 20,8% (после около 31% в 2022-м), но правительство заложило в госбюджет значительно более высокий показатель – 28%.
Кому верить? В 2015-м НБУ провозгласил, что Украина присоединяется к клубу стран, практикующих инфляционное таргетирование. При таком режиме центральный банк устанавливает среднесрочный показатель, на котором он хочет стабилизировать инфляцию, подчиняя этой цели большинство своих решений.
С этого времени прогнозы Нацбанка и инфляция в госбюджете почти никогда не совпадали. Почему? «Наши прогнозы могут отличаться, поскольку мы применяем разные методы и закладываем несколько различные предположения», – говорит глава НБУ Андрей Пышный в письменном комментарии Forbes, переданном через пресс-службу регулятора.
Действующий заместитель Пышного Сергей Николайчук, курирующий блок монетарной политики и отвечающий за инфляцию и макропрогнозы, в 2019-м работал в Министерстве экономики. Тогда видения правительства и НБУ тоже не совпадали: 5,5% против 5%.
«Правительство и нардепы заинтересованы в том, чтобы увеличивать объем номинального ВВП, что позволяет выше оценивать сумму доходов бюджета и, соответственно, запланировать больше расходов», – объясняет директор Центра экономической стратегии Глеб Вышлинский.
2019-й стал первым годом, когда Нацбанку удалось добиться своей среднесрочной цели в 5±1%. Стабилизироваться на этом уровне помешала сначала пандемия коронавируса, а затем вторжение России.
Сейчас об этом речь уже не идет. Цель – сохранить инфляцию, по крайней мере, контролируемой. НБУ ожидает, что темпы роста цен вернутся к однознаковому уровню (9,4%) только в конце 2024-го.
Не помешает ли этому плану разрыв с правительственным прогнозом и как с этим разногласием планирует работать бизнес?
Чтобы приблизить инфляцию к целевому показателю, НБУ, во-первых, меняет учетную ставку – от нее зависит стоимость денежных ресурсов в гривне и, во-вторых, пытается влиять на инфляционные ожидания населения и бизнеса.
Для этого НБУ регулярно публикует подробные прогнозы по инфляции и учетной ставке. С 2016-го ожидания Нацбанка всегда были ниже аналогичного показателя правительства. Однако дать точный прогноз на год вперед ни НБУ, ни чиновникам ни разу не удавалось. Частота точности у обоих учреждений примерно одинакова.
«Разногласия в прогнозах инфляции и других макроэкономических показателей НБУ и правительства не являются чем-то уникальным, – говорит глава департамента макроэкономических исследований группы ICU Виталий Ваврищук. – Это независимые центры принятия экономических решений, поэтому неудивительно, что каждый полагается на собственные прогнозы».
Правительство действительно хочет прогнозировать большую инфляцию, чтобы дефицит госбюджета не выглядел еще более впечатляющим, объясняет исполнительный директор CASE Украина Дмитрий Боярчук. Первая редакция бюджета была построена на темпах роста цен в 30%, в итоге показатель сократили до 28%.
Впрочем, расхождение с ожиданиями НБУ остается существенным. В мирное время это вызвало бы беспокойство, добавляет Ваврищук из ICU. «Из-за войны войны и глобального кризиса вероятность того, что более корректным окажется тот или иной прогноз, примерно одинакова», – говорит он.
В связи с обстоятельствами расхождение между прогнозами не является главной проблемой НБУ и правительства, соглашается бывший замминистра экономики Павел Кухта. «Будет сложно работать и с инфляцией, и с бюджетом, независимо от точности их прогнозов, – считает он. – Если война продлится весь следующий год, показатель инфляции может быть выше даже прогноза правительства».
Непосредственный риск расхождения прогнозов – инфляция ниже ожиданий правительства, что чревато невыполнением планов по сбору налогов, констатирует Ваврищук. В таком случае Минфину придется корректировать бюджет в течение года.
«После пересмотра прогноза правительства с 30% до 28% риски невыполнения доходной части бюджета уменьшились, но, по оценкам НБУ, все еще имеют место», – соглашается глава Нацбанка Пышный. Впрочем, он считает, что это не создает дополнительных рисков для совместных планов НБУ и правительства обойтись в следующем году без финансирования бюджета за счет эмиссии гривни.
«Во-первых, расходы также зависят от инфляции: в случае более низкого показателя будет возникать экономия, – говорит Пышный. – Во-вторых, в ответ на более низкие доходы можно оптимизировать расходы или, например, увеличить объем внутренних заимствований».
Другая проблема – инфляционные ожидания бизнеса, который сейчас формирует планы на следующий год. Предпринимателям следует ориентироваться на более консервативную оценку, считает старший научный сотрудник Института экономических исследований и политических консультаций Виталий Кравчук.
О таком подходе говорит и исполнительный директор ЕБА Анна Деревянко. «Бизнес понимает, что планировать в таких условиях – очень неблагодарное дело. Мы не можем понимать, каким образом пройдет зима, что будет с экспортом и импортом, как будет идти война. – отмечает она. – Поэтому я думаю, что бизнес должен готовиться к более консервативным показателям инфляции».
Компании действительно рассматривают несколько сценариев, добавляет исполнительный директор Союза украинских предпринимателей Екатерина Глазкова. «Я бы сказал, что на следующий год прогнозируется 20–30% инфляции, – говорит Кухта. – Наверное, именно на этот широкий диапазон и нужно ориентироваться бизнесу».
Источник: https://forbes.ua/